Герой Советского Союза
Субботин Серафим Павлович


Субботин С.П. Таран совершил утром 18 июня 1951 года у города Сейсен (Корея).

Родился 15 января 1921 года в д. Красногорье ныне Первомайского района Ярославской области в семье крестьянина-бедняка. Русский. Член КПСС с 1944 года. В 1933 году вместе с семьёй переехал в город Любим. Окончил 9 классов средней школы. В Советской Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Тамбовское Краснознамённое кавалерийское училище. Служил командиром взвода в Терско-Ставропольском казачьем полку в Пятигорске. В 1942 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Оставлен в ней инструктором. Затем служил в запасном авиационном полку.

Участник войны в Корее. Штурман 176 гвардейского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус) гвардии капитан Субботин С.П. утром 18 июня 1951 года вылетел во главе двух звеньев истребителей МиГ-15бис на перехват самолётов противника. При подлёте к городу Сейсен на высоте 9000 м наши лётчики обнаружили группу из 16 американских истребителей F-86 "Сейбр", следовавшую на пересекающихся курсах. Не смотря на перевес противника в силах, Субботин принял решение принять бой. Внезапно и стремительно он атаковал ведущего и открыл огонь. "Сейбр" взорвался в воздухе. Боевой порядок противника тут же распался, при этом часть американских самолётов вышла из боя.

В ходе боя, выручая своего ведомого, Субботин отсёк нападавших, но сам оказался под огнём. У его самолёта был повреждён двигатель. Субботин стал выходить из боя. Он бросил свой самолёт в крутое пикирование, пытаясь оторваться от преследования, но безуспешно. Более того, один из "сейбров" оказался совсем рядом. Тогда Субботин решил наказать увлёкшегося атакой противника, пусть даже ценой своей жизни. Выпустив тормозные щитки и создав самолёту скольжение, он подставил свой истребитель под удар. Американец не успел отвернуть. Оба самолёта рухнули в джунгли.

Американский пилот при столкновении был, видимо, ранен или убит и разбился вместе с самолётом. На месте падения были обнаружены документы на имя капитана Уильяма Д. Кроуна. Субботин успел катапультироваться, но приземлился неудачно: растянул мышцы правого предплечья и получил кровоизлияние в склеры глаз. После лечения в госпитале вернулся в строй и продолжил свой боевой счёт. Всего за 9 месяцев боёв сбил 9 самолётов противника (из них: 2 B-29, 3 F-86, 2 F-84, 1 F-80 и 1 Глостер "Метеор-4"). За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга гвардии майору Субботину 10 октября 1951 года присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1956 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Служил в войсках ПВО. С 1973 года полковник Субботин - в запасе. Жил и работал в городе Черкассы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 22 апреля 1996 года.


Список использованных источников

  1. Герои огненных лет. - 3-е изд. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1985. - С. 372-374.
  2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 2. - М.: Воениздат, 1988. - С. 535.
  3. Авиация и космонавтика. - 1993. - №9-10. - С. 44.
  4. Мир авиации. - 1996. - №1. - С. 45.
  5. "Комсомольская Правда" 10.10.1996.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz