В мае 1944 года Технический департамент рейхминистерства авиации разработал требования к небольшому дешёвому истребители объектовой ПВО. Технический директор фирмы "Герхард Физелер верке" Э.Бахем предложил проект вертикально взлетающего самолёта-перехватчика BP.20 "Наттер" простой конструкции и с использованием недефицитных материалов. Сначала проект был отклонён, но к нему проявил интерес рейхсканцлер Г.Гимлер, который пообещал личную поддержку и придал ему высочайший приоритет. Бахему был выделен небольшой завод под Вальдзе. Разработка самолёта BP.20 началась в августе 1944 года в рамках "срочной программы истребителя". Разработка звигателя была поручена фирме "Вальтер верке". При проектировании широко использовались продувки моделей в аэродинамической трубе в Брауншвейге. При этом были получены характеристики самолёта до скорости М=0,95. В качестве вооружения перехватчика предполагалось использовать неуправляемые ракеты. Управление самолётом должно было быть на столько простым, что предполагалось использовать лётчиков без специальной подготовки (только инструктаж на земле).
Старт самолёта должен был осуществляться вертикально с направляющих длиной 24 м при помощи пороховых ускорителей. Через 10 с полёта (на высоте 170-200 м) ускорители сбрасывались. Дальнейший полёт осуществлялся с помощью маршевого ЖРД. Для наведения на цель служил автопилот, управляемый с земли. В 1,5-3 км от цели лётчик отключал автопилот и брал управление на себя. Цель должна была поражаться ракетами одним залпом. После этого пилот должен был использовать оставшуюся кинетическую энергию для набора высоты с последующим пикированием на цель и её тараном. Непосредственно перед столкновением пилот должен был катапультироваться. После тарана хвостовая часть с двигателем должна была приземляться на парашюте, что позволило бы её использовать повторно.
Фирме "Бахем верке" была заказана опытная партия из 50 самолётов, получивших обозначение Ba.349. Партия была собрана уже через 3 месяца после начала работ. Первый планирующий полёт (при помощи самолёта-буксировщика He.111) был совершён под Нюрнбергом в октябре 1944 года (лётчик-испытатель Цуберт). 18 декабря была предпринята первая попытка вертикального старта (в беспилотном варианте), закончившаяся неудачей. 22 декабря Ba.349 всё же сошёл с направляющих и набрал высоту. После десятка беспилотных стартов 28 февраля 1945 года был осуществлён старт в пилотируемом варианте, окончившийся катастрофой (при этом погиб лётчик-испытатель Л.Зиберт). Последующие 3 пилотируемых старта оказались удачными и самолёт передали на войсковые испытания.
Ba.349 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана. Конструкция цельнодеревянная (металлические только узлы управления, шарниры и узлы крепления). Крыло прямое, малого удлинения, неразрезное, однолонжеронное. Профиль крыла симметричный с относительной толщиной 12%. Оперение крестообразное с несущим стабилизатором. Управление осуществлялось рулевыми поверхностями, которые составляли часть хвостового оперения. Законцовки крыла и нижней части киля усилены для движения по направляющим. Шасси отсутствовало. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Кабина пилота закрыта фонарём, откидывавшимся назад. Пилот защищён передней и задней бронеперегородками и боковыми сэндвич-панелями. Оборудование кабины состояло из простейших пилотажных приборов. Силовая установка состояла из жидкостного реактивного двигателя "Вальтер"-509, работающего на двухкомпонентном топливе. Для вертикального старта использовались 4 пороховых ускорителя "Шмиддинг" с тягой по 500 кгс. Предусматривалась их замена на 2 ускорителя "Шмиддинг-533" с тягой по 1000 кг. Топливо размещалось в фюзеляже за кабиной пилота в 2 топливных баках (440 и 190 л). Вооружение состояло из 24 неуправляемых 73-мм ракет Хеншель He.217 "Фен" или 33 55-мм ракет R4M, расположенных в носовой части фюзеляжа. Спереди направляющие ракет закрывал сбрасываемый пластиковый обтекатель. Для прицеливания служил кольцевой прицел с мушкой на фюзеляже. Вместо ракет могли устанавливаться 2 30-мм пушки MK.108 с боекомплектоп по 30 снарядов на каждую.
Существовали следующие модификации:
Всего успели закончить 36 самолётов Ba.349. Из них успели испытать 25, причём в пилотируемом варианте только 7. В апреле 1945 года 10 самолётов Ba.349A были размещены у Кирхейма под Штудтгартом для отражения налётов американских бомбардировщиков, но применить их в боевой обстановке не успели. Почти все они вместе с пусковыми установками были уничтожены собственными расчётами. 3 самолёта были захвачены американскими войсками и 1 советскими. Документацию на Ba.349 в 1945 году приобрели японцы, но построить не успели. До настоящего времени сохранился 1 самолёт, который экспонируется в Смитсонианском аэрокосмическом музее (Вашингтон, США).
Модификация | |
---|---|
Двигатели | +4 РДТГ |
Взлётная тяга, кгс | 2000
4х500 |
Габариты, м:
размах крыла
|
3,95
6,5 2,24 |
Площадь крыла, м2 | 4,7 |
Масса, кг:
пустого
|
880
1769 2234 |
Запас топлива, л | 630 |
Скорость, км/ч
максимальная
|
990
790 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | 190 |
Практический потолок, м | 11500 |
Дальность полёта, км:
на высоте 3000 м
|
57
52 40 |
Продолжительность полёта, мин.:
на высоте 3000 м
|
4,36
4,33 3,35 |
Экипаж, чел. | 1 |