Under constraction!

Бристоль "Бленим"


финский Бленим Mk.I
"Бленим" Mk.I финских ВВС

Бомбардировщик "Бленим" (по имени города в Новой Зеландии, часто его называют на немецкий манер - "Бленхейм") разработан на фирме "Бристоль Эйрплейн Компани" в Филтоне (Великобритания) в 1936 году под руководством Ф.Барнуэлла. За основу конструкции был взят гражданский самолёт бизнес-класса Бристоль-142, разработанный в 1933 году. Чтобы освободить место для бомбоотсека, самолёт было решено сделать среднепланом. Было приподнято и увеличено в размерах хвостовое оперение, усилена конструкция планёра, изменена конструкция кабины экипажа. Серийное производство организовано в июне 1936 года. Принят на вооружении Королевских ВВС Великобритании в марте 1937 года (первой новые самолёты получила 114 эскадрилья).

"Бленим" представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моносплан со среднерасположенным крылом. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения "Меркьюри" Mk.VIII с трёхлопастными винтами изменяемого шага Де-Хевиленд "Гамильтон". Экипаж размещался в закрытой кабине. Оборонительное вооружение состояло из 2 7,7-мм пулемётов: один в левой плоскости, второй - на подвижной турели в полуубирающейся башне.

Финские "Бленимы" (как местного производства, так и импортированные из Великобритании) отличались бомбоотсеками увеличенного размера и возможностью установки лыжного шасси.

Существовали следующие модификации:

Производство самолётов осуществлялось на заводах "Бристоль", "А.В.Роу" и "Рутс секьюритиз" в Великобритании (до июня 1943 года), а также по лицензии на фирмах "Валтион Леконтедас" (Финляндия), "Икарус" (Югославия), "Фэйрчайлд эйркрафт" (Канада). Производство в Финляндии продолжалось до 1944 года. В общей сложности изготовлено 1134 самолёта различных модификаций. К августу 1939 года этими самолётами было вооружено 16 эскадрилей Королевских ВВС. На этот момент это был самый массовый британский бомбардировщик.

Британские "бленимы" были впервые применены 4 сентября 1939 года во время бомбардировки базы немецкого флота Вильгельмсхафен. К этому времени самолёт уже успел устареть, поэтому бомбардировка имела незначительный успех при ощутимых потерях. Это повторялось и в последующих боях. Несколько лучше дело обстояло в 1940 году в Северной Африке и на Ближнем Востоке при действиях против итальянцев, но после прибытия туда немецкого Африканского корпуса Роммеля "бленимы" начали нести большие потери от истребителей Bf.109E. На Дальнем Востоке также не могли противостоять японским истребителям. К 1942 году их повсеместно начали сменять более совершенные бомбардировщики. Последний раз применялись в конце 1943 года в Северной Африке. Снят с вооружения в июле 1945 года.

С 1937 года бомбардировщики Бристоль "Бленим" поставлялись финским ВВС. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов самолётами "Бленим" были вооружены 3 эскадрильи (42, 44, 46). В боях потеряно 5 самолётов. Во время Великой Отечественной "Бленим" применялся финами до 1944 года (вплоть до перемирия). Снят с вооружения финских ВВС в 1948 году.

Самолёт поставлялся также Греции, Португалии, Румынии, Турции, Хорватии и Югославии. Югославские "Бленимы" применялись против немецких войск в апреле 1941 года, бомбили цели на территории Венгрии и Австрии. Греческие "Бленимы" воевали в 1940 году против итальянцев и в 1941 против немцев. Канадские "Болингброки" использовались для патрулирования побережья.


Лётно-технические характеристики

Модификация Mk.I Mk.IV
Экипаж, чел 3 3
Двигатели "Меркьюри" Mk.VIII "Меркьюри" Mk.XV
Мощность, л.с.: 2х850 2х920
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

12,12
17,17
-
13,13
17,17
-
Площадь крыла, м3 43,64 -
Масса взлётная, кг - 6550
Скорость максимальная, км/ч 459 472
Дальность полёта, км 1810 3120
Потолок, м 9800 9550
Бомбовая нагрузка, кг 455 455
Пулемётное вооружение 2х7,69 4х7,69

Список использованных источников

  1. Авиация Великобритании во второй мировой войне. Бомбардировщики. - Ч. 1. - М.: "Крылья-дайджест", ЦАГИ, 1997. - С. 40-48.
  2. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 4-5.
  3. Булах А. Бристоль "Бленхейм". // Авиамастер. - 1998. - №1 (спецвыпуск).
  4. Булах А. Королевские спаниели на зимней войне. // Авиамастер. - 1996. - №0. - С. 4-7.
  5. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 4-5.
  6. Кузнецов С. Быстрее истребителей. // Моделист-конструктор. - 1992. - №7. - С. 12-16.
  7. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 70-72.
Hosted by uCoz