IAR-80


IAR-80
IAR-80 из 41 иаэ румыских ВВС

Разработка истребителя IAR-80 началась в КБ фирмы "Индустрия аэронаутика романа" в 1937 году под руководством профессора И.Гросу. В конструкции использована часть узлов и агрегатов P-24, выпускавшегося в Румынии по лицензии. В качестве силовой установки было решено использовать двигатель Гном-Рон K.14, также выпускавшийся по лицензии. В декабре 1938 года было завершено изготовление прототипа. В апреле 1939 года он впервые поднялся в воздух. Испытания показали высокие лётные данные нового самолёта: максимальная скорость на 100 км/ч превысила таковую у P-24E. Серийное производство организовано на заводе в Брашове в марте 1940 года. Принят на вооружение румынских ВВС в феврале 1941 года.

IAR-80 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32, K.14-1000A) с трёхлопастным воздушным винтом переменного шага VDM9-11131. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В состав вооружения входили 7,92-мм и 13,2-мм пулемёты Браунинг, 20-мм пушки "Эрликон", "Икара" или MG-151, авиабомбы.

Существовали следующие модификации:

Серийное производство продолжалось до 1 января 1943 года. Всего изготовлен 461 самолёт всех модификаций. Самолёты IAR-80 применялись румынами с июня 1941 года в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Затем они участвовали в Сталинградской битве. С января 1943 года все самолёты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти. С сентября 1944 года воевали против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии.

IAR-80 был снят с вооружения в июне 1945 года, но в январе 1946 года вновь принят на вооружение и снят в августе 1949 года. Отдельные учебные самолёты эксплуатировались до 1952 года.


Лётно-технические характеристики

Модификация IAR-80A
Двигатель K.14-1000A
Взлётная мощность, л.с. 960
Габариты, м:

размах крыла (верхнего)
длина
высота

10,5
8,9
3,6
Площадь крыла, м2 15,97
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2080
2685
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте

430
500
Дальность полёта максимальная, км 730
Практический потолок, м 10500
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 6х7,92

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 48-49.
  2. Хаустов А.В. Made in Romania. Истребитель IAR-80. // Авиация и Время. - 2002. - №6. - С. 58-59.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz