Юнкерс Ju.86
Ju.86K-2 венгерских ВВС
Разработка Ju.86 по заданию Технического департамента
министерства авиации началась в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке"
под руководством Э.Цинделя в начале 1934 года (одновременно с He.111).
Самолёт разрабатывался сразу в двух вариантах: коммерческий (гражданский)
и бомбардировщик. За основу конструкции был взят однодвигательый Ju.60
и его вариант Ju.160. Вместо традиционных для фирмы фюзеляжа квадратного
сечения с гофрированной обшивкой и многолонжеронного крыла было решено
использовать фюзеляж овального сечения с гладкой обшивкой и двухлонжеронное
крыло. Специально для самолёта были разработан двухтактный дизель Jumo.205.
Спустя 5 месяцев после начала проектирования был построен первый прототип
Ju.86abl. 4 ноября 1934 года он впервые поднялся в небо с заводского аэродрома
в Дессау (на 4 месяца раньше He.111a). Серийное производство началось в
конце 1935 года. Первые серийные Ju.86 (военные и гражданские) стали сходить
со сборочной линии в феврале 1936 года. Принят на вооружение люфтваффе
весной 1936 года.
Ju.86 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан
с двухкилевым оперением. Обшивка гладкая работающая. Шасси убирающееся
с электрическим приводом, трёхопорное, с хвостовым колесом. Особенностью
самолёта была малая база шасси. Силовая установка состояла из 2 рядных
6-цилиндровых двухтактных дизелей жидкостного охлаждения Jumo.205 (на Ju.86E
устанавливались звездообразные 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения
BMW.132). Топливо размещалось в мотогондолах. Была предусмотрена возможность
установки подвесных баков с внутренней стороны мотогондол. Оборонительное
вооружение состояло из 3 7,92-мм пулемётов MG-15. Бомбы размещались внутри
фюзеляжа вертикально в отдельных отсеках.
Существовали следующие модификации:
-
Ju.86abl (Ju.86V1) - первый прототип бомбардировщика. Отличался 9-цилиндровыми
двигателями воздушного охлаждения "Сименс" SAM-22 с двухлопастными винтами
фиксированного шага. Вооружение отсутствовало. Первый полёт 4 ноября 1934
года.
-
Ju.86bal (Ju.86V2) - прототип гражданского самолёта. Отличался двигателями
Jumo.205C, пассажирской кабиной на 10 человек, отсутствием вооружения.
Первый полёт в апреле 1935 года.
-
Ju.86cd (Ju.86V3) - второй прототип бомбардировщика. Отличался остеклённой
носовой частью, небольшой носовой башней с ручным управлением, бомбодержателями,
трёхлопастными винтами изменяемого шага "Гамильтон". Первый полёт в январе
1935 года. В марте двигатели SAM-22 заменили на Jumo.205C.
-
Ju.86V4 - прототип пассажирского Ju.86B. Отличался новым крылом. Первый
полёт в мае 1935 года. Летом поставлен в "Люфтганзу", где под именем "Дрезден"
(позже "Броккен") испытывался на пассажирских маршрутах.
-
Ju.88V5 - прототип Ju.86A. Отличался новым крылом. Первый полёт в августе
1935 года.
-
Ju.86V6 - прототип Ju.88D. Отличался удлинённой хвостовой частью фюзеляжа.
Переоборудован из Ju.86A-0.
-
Ju.86V7 - прототип пассажирского с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного
охлаждения "Роллс-Ройс" "Кастрел-XVI". Первый полёт в декабре 1936 года.
-
Ju.86V8 - прототип Ju.86E. Отличался 9-цилиндровыми двигателями воздушного
охлаждения "Прэтт энд Уитни" S1E-G "Хорнет" мощностью 875 л.с. В начале
1937 года переоборудован из Ju.86D-0.
-
Ju.86V9 - прототип Ju.86E с двигателями BMW.132F мощностью 810 л.с. Весной
1937 года переоборудован из Ju.86D-1.
-
Ju.86V10 - прототип Ju.86G. Отличался новой носовой частью фюзеляжа. Переоборудован
из Ju.86E-1.
-
Ju.86A - бомбардировщик. Отличался двигателями Jumo.205.
-
Ju.86A-0 - предсерийный.
-
Ju.86A-1 - серийный. Отличался двигателями Jumo.205C-4 мощностью 600 л.с.
В мае-октябре 1936 года изготовлено 20 самолётов.
-
Ju.86B-0 - предсерийный пассажирский. В 1936 году изготовлено 7 самолётов.
1 самолёт поставлен в Швейцарию в авиакомпанию "Свиссаэр". Остальные эксплуатировались
"Люфтганзой".
-
Ju.88C-1 - пассажирский. Отличался удлинённой хвостовой частью фюзеляжа.
В 1937 году изготовлено 6 самолётов. Эксплуатировались "Люфтганзой" до
1940 года.
-
Ju.86D-1 - доработанный. Отличался удлинённой хвостовой частью фюзеляжа
и увеличенным запасом топлива. Выпускался с осени 1936 года.
-
Ju.86E - бомбардировщик с двигателями BMW.132.
-
Ju.86E-1 - с двигателями BMW.132F. В 1937 году изготовлено 30 самолётов.
-
Ju.86E-2 - с двигателями BMW.132N мощностью 865 л.с. Изготовлено несколько
десятков самолётов. 1 самолёт в 1938 году поставлен Австрии.
-
Ju.86G-1 - доработанный. Отличался сдвинутой вперёд кабиной и полностью
остеклённой носовой частью. Выпускался весной-летом 1938 года в Дессау.
Переоборудовано ещё 40 ранее выпущенных самолётов.
-
Ju.86K - экспортный вариант Ju.86A.
-
Ju.86K-1 (Ju.86A-1k, B-3) - экспортный для Швеции. Отличался двигателями
"Хорнет". В 1936 году изготовлено 3 самолёта.
-
Ju.86K-2 - экспортный для Венгрии. Отличался двигателями "Гном-Рон"-14K
"Мистраль-Майор". Изготовлено 66 самолётов.
-
Ju.86K-4 (B-3A) - с двигателями воздушного охлаждения "Бристоль-Пегасус-III".
В 1937 году на заводе SAAB (Швеция) из немецких деталей собрано 20 самолётов.
Позже на 15 из них установили двигатели "Пегасус-XXIV".
-
Ju.86K-5 (B-3B) - с двигателями "Пегасус-XII". 1937 году на заводе SAAB
собрано 17 самолётов.
-
Ju.86K-6 - экспортные для Португалии и Чили.
-
Ju.86K-13 (B-3C, B-3D) - лицензионный. Отличался двигателями "Пегасус-XXIV"
шведского производства или "Пегасус-XIX" польского. В 1938-1941 годах фирма
SAAB изготовила 16 самолётов. Первый полёт в августе 1939 года.
-
Ju.86P - высотный. Отличался двухместной гермокабиной, дизелями Jumo.207A-1,
отсутствием вооружения. Переобрудовано 40 Ju.86D.
-
Ju.86P V1 - первый прототип. Первый полёт в феврале 1940 года.
-
Ju.86P V2 - второй прототип. Первый полёт в марте 1940 года.
-
Ju.86P V3 - третий прототип. Отличался крылом увеличенного до 25,6 м размаха.
-
Ju.86P-1 - бомбардировщик.
-
Ju.86P-2 - разведчик. Оборудовался 3 автоматическими фотокамерами.
-
Ju.86R - высотный разведчик-бомбардировщик. Отличался гермокабиной, крылом
увеличенного до 32 м размаха и двигателями Jumo.207B-3.
-
Ju.86R-1 - разведчик. Весной 1942 года переоборудовано несколько Ju.86P-2.
-
Ju.86R-2 - бомбардировщик. Весной 1942 года переоборудовано несколько Ju.86P-1.
-
Ju.86R-3 - с двигателями Jumo.208 взлётной мощностью 1500 л.с. (проект).
-
Ju.86Z - экспортный пассажирский.
-
Ju.86Z-1 - экспортный вариант Ju.86C-1.
-
Ju.86Z-2 - с двигателями BMW.132Dc.
-
Ju.86Z-7 - экспортный для ЮАС. Отличался двигателями "Хорнет". Изготовлено
18 самолётов. В 1939 году все переоборудованы в бомбардировщики с наружной
подвеской бомб.
-
Ju.186 - высотный исследовательский самолёт (проект). Отличался 4 двигателями
Jumo.208 или 2 Jumo.218.
Выпускался на заводах "Юнкерс" в Дессау и "Хеншель флюгцойгверке" в Шенефельде.
Изготовлено 390 самолётов всех модификаций (кроме лицензионных). Поставлялся
на экспорт в Австралию, Австрию, Боливию, Венгрию, Китай, Португалию, Швецию,
Чили и ЮАС. Выпускался по лицензии в Швеции.
В боевых условиях впервые применён в конце 1937 года в Испании,
куда было направлено 5 Ju.86D-1. Применялся немцами против Польши в сентябре
1939 года, после чего переведён в учебные и транспортные части. В марте
1943 года привлекался к операциях против партизан на Балканах и в 1943-1944
годах в Белоруссии. В сентябре 1943 года недолго использовался на Восточном
фронте в качестве ночного бомбардировщика. Снят с вооружения летом 1944 года.
Южноафриканские Ju.86Z-7 применялись в Восточной Африке в 1940-1942 годах.
Снят с вооружения в сентябре 1942 года. Венгерские Ju.86K воевали против СССР
в 1941-1943 годах. Снят с вооружения летом 1944 года. Шведские Ju.86K
эксплуатировались в армии до 1948 года, затем в качестве пассажирских до 1956 года.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Ju.86D-1 |
Ju.86G-1 |
Двигатели |
Jumo.205C-4 |
BMW.132N |
Взлётная мощность, л.с. |
2х600 |
2х865 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
22,48
17,88
5,05 |
22,48
17,5
5,1 |
Площадь крыла, м2 |
82 |
82 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
5155
8070
8200 |
5200
8230
- |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская |
300
323
275 |
330
378
275 |
Тактический радиус действия, км |
565 |
460 |
Дальность полёта максимальная, км |
2000 |
1400 |
Практический потолок, м |
5900 |
7700 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг |
800 |
1000 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Оборонительное вооружение: |
3х7,92 |
3х7,92 |
Список использованных источников
- Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 18-19.
- Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 290-298.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 191.