В конце 1939 года правительсво Великобритании обратилось к американской фирме "Норт Америкэн" с предложением разработать истребитель для королевских ВВС. Под руководством главного конструктора Р.Райса ведущими инженерами фирмы Л.Уайтом, Э.Шмидтом и Э.Хорки был разработан эскизный проект истребителя, в конструкции которого были использованы последние достижения в области аэродинамики, технологии, и конструкции ЛА. Так, впервые было применено ламинарное крыло, радиатор с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением. Планёр имел совершенную аэродинамическую форму с минимальным числом выступающих элементов. Проект произвёл на заказчиков хорошое впечатление и 10 апреля 1940 года был заключён контракт на полномасштабную разработку.
Из-за сжатых сроков (самолёт надо было представить к январю 1941 года) фирме пришлось ввести 16-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. В результате рабочее проектирование и постройка прототипа NA-73X заняли 102 дня. Ещё до начала испытаний фирма получила заказ на 320 самолётов и уже в сентябре 1940 года один самолёт был направлен морем в Англию. 26 октября лётчик-испытатель В.Бриз впервые поднял NA-73X в небо. В Англии испытания начались в феврале 1941 года. Они подтвердили высокие лётные характеристики самолёта и 9 декабря 1941 года под обозначением "Мустанг" он был принят на вооружение ВВС Великобритании. Поставки начались в феврале 1942 года.
В сентябре 1940 года авиационный корпус принял решение провести испытания нового самолёта в испытательном центре Райт Филд. В испытаниях участвовали 2 самолёта, получившие обозначение XP-51 "Апач". Но первоначально к истребителю особого интереса проявлено не было. Испытания продолжались до 1942 года Данные испытаний и восторженные отклики союзников побудили в феврале 1943 года принять самолёт на вооружение ВВС США, где он получил обозначение Р-51.
P-51 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая (металлическую обшивку имели даже поверхности управления, что было редкость в то время). Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане, образовано ламинарным профилем NACA. Механизация крыла состояла из 2 элеронов и 2 закрылков. Все поверхности управления оснащались триммерами. Шасси убирающееся, трёхопорное с управляемым хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охладления Аллисон V-1710 с трёхлопасным воздушным винтом изменяемого шага. Позже устанавливались двигатели Паккард V-1653 (лицензионный Роллс-Ройс "Мерлин" Mk.XX), V-1650, V-1628 c четырёхлопастным винтом Гамильтон-Стандарт диаметром 3,4 м. Радиатор устанавливался в туннеле под фюзеляжем. Запас топлива размещался в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном баках. Кабина пилота закрытая. Начиная с модификации P-51D устанавливался каплевидный беспереплётный фонарь. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал 7,62-мм пулемёты Браунинг M-40, 12,7-мм пулемёты Браунинг M-53 (M-53.2), 20-мм пушки, свободнопадающие бомбы, неуправляемые 127-мм ракеты HVAR. Бронирование включало переднюю бронеплиту толщиной 6,3 мм, бронестекло (38 мм), противопожарную перегородку (6,3 мм), заднюю бронеплиту (8 мм) и бронезаголовник (11,1 мм).
Существовали следующие модификации:
Истребитель P-51 отличался высокими лётными характеристиками и хорошей управляемостью. Англичане признали его лучшим американским истребителем, поставлявшимся по ленд-лизу. К концу войны он был основным истребителем ВВС США. 30 июля 1983 года на усовершенствованном "Мустанге" лётчик Ф.Тейлор установил мировой рекорд скорости для поршневых самолётов - 832,12 км/ч (не побит до сих пор).
P-51 выпускался на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Далласе, по лицензии в Австралии фирмой "Коммонвеллс эйркрафт корпорейшн" (Фишерменс-Бэнд). Производство продолжалось до ноября 1945 года. Всего изготовлено 15019 самолётов всех модификаций. В 1945 году небольшие партии самолётов поставлены в Австралию, Китай и Францию. Применялся в качестве истребителя, пикирующего бомбардировщика, штурмовика и дальнего скоростного разведчика. На P-51 проводились испытания новых видов вооружения, в частности неуправляемых авиационных ракет, 40-мм пушек Виккерс "S", прямоточного двигателя "Маркуардт". После войны "Мустанги" участвовали в авиационных гонках.
Первый боевой вылет (на разведку) состоялся 5 мая 1942 года. Первая победа на "Мустанге" одержана 19 августа 1942 года, когда в районе Дьеппа американский волонтёр Х.Хиллс сбил FW-190. Применялся англичанами и американцами на всех фронтах Второй мировой войны. Двухместным P-51D пользовался как персональным генерал Д.Эйзенхауэр во время высадки в Нормандии. С 1946 года американские самолёты стали передаваться из ВВС в Национальную Гвардию, где они эксплуатировались до января 1957 года. В 1950 году часть P-51D Национальной Гвардии США была передана Южной Корее, которая применяла их в корейской войне до июня 1951 года. Там же воевали и английские и южноафриканские "Мустанги". В 1956 году израильтяне применяли "Мустанги" в войне против Египта.
После войны "Мустанги" стали продаваться в другие страны: Гаити, Гватемалу, Гондурас, Индонезию, Кубу, Сальвадор, Тайвань, Уругвай, Швецию, Швейцарию (всего 20 стран). В Великобритании "Мустанг" снят с вооружения в мае 1951 года, в Новой Зеландии - в 1955, в Канаде - в 1956. В 1952-1954 годах Швеция продала свои "Мустанги" в Доминиканскую республику (летали до начала 70-х годов), Никарагуа (находились в строю до 1965 года) и Израиль. Французы тоже продали свои F-6D в Израиль и Сомали. Израильские "Мустанги" сняты с вооружения в 1956 году, а в учебных подразделениях эксплуатировались до 1958 года. В 1958 году Уругвай продал 6 оставшихся своих самолётов Боливии, где они эксплуатировались до 1977 года. В Индонезии P-51 также служили до конца 70-х годов.
В первой половине 1942 года англичане передали 10 самолётов "Мустанг" Mk.II (с двигателем "Аллисон") в СССР. Их испытания в НИИ ВВС показали худшие лётные характеристики, чем у Як-7Б и Me-109G. По ленд-лизу в СССР "Мустанг" не поставлялся.
На P-51 совершили тараны:
Модификация | ||
---|---|---|
Двигатель | ||
Мощность, л.с.:
номинальная
|
1240
1620 |
1150
1695 |
Габариты, м:
размах крыла
|
11,27
9,83 4,16 |
11,27
9,83 4,16 |
Площадь крыла, м2 | 21,65 | 21,83 |
Масса, кг:
пустого
|
3160
4082 5085 |
3466
4585 5493 |
Запас топлива, л. | 1000 | 1000 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
570
708 |
570
703 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | 17,0 | 17,7 |
Дальность полёта, км:
практическая
|
1400
3620 |
1520
3700 |
Практический потолок, м | 13500 | 12750 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Вооружение:
пулемёты, мм
|
4х12,7
- 2x454 |
6х12,7
6x127 2x454 |