Супермарин "Спитфайр"
"Спитфайр" Mk.VB
Осенью 1931 года английское министерство авиации выдало
техническое задание F.7/30 на новый одноместный дневной и ночной истребитель.
Требования были довольно расплывчатыми, что предоставляло широкую свободу
творчества конструкторам. В соотвествии с заданием КБ фирмы "Супермарин
авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла разработала проект истребителя
"тип 224", который представлял собой цельнометаллический моноплан с крылом
типа "обратная чайка", неубирающимся шасси и двигателем Роллс-Ройс "Госхок".
Впервые он поднялся в небо в феврале 1934 года. Испытания показали невысокие
лётные данные. Кроме того, выяились серьёзные дефекты в системе охлаждения
двигателя.
В июле 1934 года был разработан новый проект - "тип 300". На нём было
применено крыло без излома, закрытая кабина, убирающееся шасси. В качестве
силовой установки рассматривались двигатели "Госхок" и Нэпир "Даггер". В
процессе проектирования крыло становилось тоньше, менялись обводы фюзеляжа.
В ноябре было принято решение установить на самолёте новый двигатель -
Роллс-Ройс PV.12 (в серии "Мерлин"). Это решение поддержало министерство
авиации, выпустив задание F.37/34 и выделив 10000 фунтов на постройку
прототипа.
В апреле 1935 года был готов полноразмерный макет. К этому времени вышло
задание F.10/35 на истребитель-перехватчик, предусматривающее снижение
времени полёта и отсутствие бомбовой нагрузки. Под эти требования и был
доработан проект. В июне в Фарнборо провели серию продувок в аэродинамической
трубе моделей в масштабе 1:24. В результате была изменена конфигурация
стабилизатора. Вместо испарительного охлаждения двигателя было решено
применить радиаторы эжекторного типа конструкции Ф.Мередита. Для уменьшения
нагрузки на крыло шасси сделали складывающимся при уборке наружу, но при
этом колея получилась узкой. Все изменения были внесены в проект к августу,
после чего на заводе в Вулстоне началось изготовление прототипа. 18 февраля
1936 года сборка была завершена. 6 марта 1936 года шеф-пилот концерна
"Виккерс" (куда входил "Супермарин") Дж.Саммерс впервые поднял его в небо.
По результатам заводских испытаний уменьшили роговой компенсатор руля поворота,
опустили воздухозаборник карбюратора, усилили капот. Самолёт получил собственное
имя "Спитфайр". После доработак прототип показал скорость 560 км/ч, что
делало его конкурентоспособным с "Харрикейном",
испытания которого шли параллельно.
26 мая прототип передали в испытательный центр в Мартлшеме. Испытания
прошли удачно. Были выявлены лишь незначительные дефекты. 3 июня министерство
авиации заказало первую партию из 310 самолётов. 27 июня "Спитфайр" был
впервые показан публике, а 8 июля его осмотрел король Георг VIII. В декабре
самолёт впервые взлетел с полным комплектом вооружения.
В августе 1936 года появились требования к серийному "Спитфайру" F.16/36.
В соотвествии с ними была увеличена жёсткость крыла, размещён дополнительный
запас топлива. ДЛя повышения технологичности широко были применены литые,
штампованные и прессованные детали. В рабочии чертежи были внесеены
соответствующие изменения и началась подготовка к серийному производству.
Так как мощности заводов "Супермарин" в Вулстоне и Хисе были недостаточны,
производство комплектующих было передано другим компаниям: "Аэро энджинс"
(элероны и рули), "Сэмюэль Уайт" (шпангоуты фюзеляжа), "Сингер моторс"
(моторама), "Фолланд эйркрафт" (стабилизаторы и рули направления),
"Дженерал электрик" (законцовки крыла), "Прессед стил" (передние кромки),
"Битон энд сон" и "Уэстленд эйркрафт" (нервюры). Для окончательной сборки
фирма "Супермарин" построила два цеха в Истлее. К концу 1936 года были
собраны первые 6 фюзеляжей и 4 комплекта крыльев. После смерти Митчелла
11 июня 1937 года дальнейшие работы по внедрению в серию и созданию новых
модификаций возглавил Дж.Смит. В 1937 году фирма получила дополнительный
заказ на 200 самолётов. Первый серийный "Спитфайр" совершил первый
полёт 15 мая 1938 года. В августе 1938 года самолёт принят на вооружении
ПВО Великобритании. Первым его получили 19 и 66 эскадрильи в Даксфорде.
"Спитфайр" представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан.
Фюзеляж типа полумонокок эллиптического сечения с работающей металлической
обшивкой. Крыло двухлонжеронное, эллиптической формы в плане. Механизация
крыла состояла из элеронов типа "Фрайз". Снизу под крылом подвешивались
щитки типа "Шренк". Законцовки крыла выпускались трёх типов: округлые,
укороченные (почти прямоугольные) и удлинённые заострённые. Стабилизатор
также эллиптический. Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом.
Основные стойки убираются в крыло, складываясь наружу от фюзеляжа. Силовая
установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя
жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" различных модификаций. Поздние
модификации оснащались более совершенным двигателем Роллс-Ройс "Гриффон".
На первых самолётах применялись деревянные двухлопастные винты "Уэйбридж",
позже металлические трёхлопастные DH 5/21, DH 5/20, Ротол "Джабло", DH 5/30,
четырёхлопастные Ротол R3/4F5/2, R3/4F5/3, R3/4F5/4 (с деревянными лопастями),
пятилопастные и соосные фирмы "Ротол". Запас топлива размещался в 3 фюзеляжных
баках. Для увеличения дальности полёта мог подвешиваться ПТБ на 136, 205,
227 или 409 л. Защита лётчика включала бронестекло, бронеспинку и бронезаголовник
сиденья. Для облегчения входа в кабину на левом борту имелась откидывающаяся
вниз дверка. Сдвижная часть фонаря в аварийной ситуации сбрасывалась. Состав
вооружения менялся в зависимости от модификации и включал 7,69-мм пулемёты
"Виккерс" или "Браунинг", 12,7-мм пулемётов, 20-мм пушки "Бритиш Испано".
Могли подвешиваться бомбы по 113 или 227 кг. Проводились эксперименты с
установкой РСов.
Существовали следующие модификации:
-
"тип 224" - опытный истребитель. Отличался крылом "обратная чайка", двигателем
"Госхок" с испарительным охлаждением, открытой кабиной пилота, неубирающимся шасси.
Первый полёт в феврале 1934 года.
-
"тип 300" - прототип. Отличался прямым эллиптическим в плане крылом, двигателем
"Мерлин" C мощностью 900 л.с., закрытой кабиной, убирающимся шасси. Первый полёт
6 марта 1936 года.
-
"тип 323" ("Хай Спид Спитфайр") - рекордный.
-
"тип 342" - поплавковый. Изготовлен в 1940 году, но испытания не проводились.
-
"Спитфайр" Mk.I (Mk.IA) - первый серийный вариант. Оснащался двигателем "Мерлин"
Mk.II мощностью 1030 л.с. (позже Mk.III, Mk.IV). Вооружение состояло из 8 пулемётов
калибра 7,69 мм. Первый полёт 15 мая 1938 года.
-
"Спитфайр" Mk.IB - вариант с 2 20-мм пушками и 4 7,69-мм пулемётами. Выпускался
с мая 1940 года. Изготовлено 1566 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип A - разведчик. Отличался фонарём кабины, отсутствием
вооружения, отделкой поверхности планёра, 2 фотокамерами F.24. Осенью 1939
года переобрудовано 2 самолёта.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип B - разведчик. Отличался дополнительным фюзеляжным топливным
баком, фотоаппаратами с телеобъективами. Первый полёт а феврале 1940 года.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип C (PR.Mk.III) - разведчик. Отличался подкрыльевым ПТБ,
фотокамерами в подкрыльевом контейнере (под вторым крылом). Позже установлен
двигатель "Мерлин" Mk.45. Первый полёт в марте 1940 года.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип D (PR.Mk.IV) - разведчик. Отличался конструкцией крыла
с топливным баком в передней кромке. Часть самолётов оснащадить тропическими
фильтрами. Выпускался с октября 1940 года. Изготовлено 229 самолётов. Поставлялся
по ленд-лизу в СССР.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип E (PR.Mk.V) - низковысотный разведчик. Отличался перспективными
фотокамерами. Первый полёт в июле 1940 года.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип F (PR.Mk.VI) - переходный у типу D. Отличался 2 подкрыльевыми
ПТБ, увеличенными маслобаком и кослородными баллонами, 2 фотокамерами F.24
(позже заменены на F.8). Доработаны все разведчики типов B и C.
-
"Спитфайр" Mk.IPR тип G (PR.Mk.VII) - низковысотный разведчик. Отличался 3
фотокамерами, дополнительным фюзеляжным топливным баком. Вооружение состояло
из 8 пулемётов. В 1941-1942 годах в мастерских в Хестоне изготовлено 45 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.II - самолёт с двигателем "Мерлин" Mk.XII мощностью 1175 л.с.
Отличался пиростартером "Кофман", закрытым каплевидным выступом на правой части
капота, протектированными топливными баками. Выпускался с июня 1940 года
фирмой CBAF.
-
"Спитфайр" Mk.IIA - пулемётный. Изготовлено 750 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.IIA(LR) - с увеличенной дальностью полёта. Отличался дополнительным
баком на передней кромке левой консоли крыла ёмкостью 136 л. Переоборудовано
100 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.IIB - с 2 пушками и 4 пулемётами. Изготовлено 170 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.IIC (ASR.II) - поисково-спасательный самолёт. Отличался
двигателем "Мерлин" Mk.XX мощностью 1240 л.с., держателями для сигнальных
бомб по левой консолью крыла, контейнерами с надувными лодками и пайками.
Переоборудовано 50 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.III - модернизированный (опытный). Отличался двигателем "Мерлин"
Mk.XX, усиленной конструкцией планёра и шасси, урезанными законцовками крыла.
Первый полёт в марте 1940 года.
-
"Спитфайр" Mk.IV - опытный с двигателем "Гриффон" Mk.IIB мощностью 1735 л.с.,
прототип "Спитфайра" Mk.XII. Отличался удлинённой моторамой, формой капота,
крылом с урезанными законцовками. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 27
октября 1941 года (лётчик-испытатель Дж.Квилл).
-
"Спитфайр" Mk.V - модернизированный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.45
мощностью 1440 л.с., усиленной конструкцией планёра и шасси, наличием бронестекла,
новым маслорадиатором. Выпускался с марта 1941 года фирмой "Супермарин", с
июня - CBAF, с января 1942 года - "Уэстленд эйркрафт". Всего изготовлено около
6500 самолётов. Переоборудовано также 145 ранее выпущенных Mk.I и Mk.II.
-
"Спитфайр" Mk.VA - пулемётный. Выпускался фирмой "Супермарин" в марте-июне
1941 года. Изготовлено 94 самолёта.
-
"Спитфайр" Mk.VB - с 2 пушками и 4 пулемётами. Часть самолётов оснащалась
двигателями "Мерлин" Mk.46. Выпускался в марте-октябре 1941 года. Изготовлено
3923 самолёта.
-
"Спитфайр" Mk.VB/Trop - тропический. Отличался воздушным фильтром фильмы
"Воукс".
-
"Спитфайр" Mk.VB - поплавковый. В 1941 году фирмой "Фолланд" переоборудовано
3 самолёта.
-
"Спитфайр" Mk.VC - пушечный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.50 мощностью
1470 л.с. (Mk.55), стойками колёс по типу Mk.III (с выносом колёс вперёд).
Вооружение состояло из 4 20-мм пушек. Выпускался с октября 1941 года.
Изготовлено 2447 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.VC/Trop - тропический.
-
"Спитфайр" LF.Mk.V - низковысотный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.45M
(Mk.50M, Mk.55M), крылом с урезанными законцовками.
-
"Спитфайр" HF.Mk.V - высотный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.46 (Mk.50A,
Mk.56), крылом с урезанными законцовками.
-
"Куин Спитфайр" - радиоуправляемый (опытный). Переоборудован фирмой
"ML авиэйшн" в 1944 году.
-
"Спитфайр" Mk.VI (HF.Mk.VI) - высотный истребитель. Отличался двигателем
"Мерлин" Mk.47 мощностью 1415 л.с., четырёхлопастным винтом "Ротол", удлинёнными
консолями крыла, наличием гермокабины. Вооружение состояло из 2 пушек и 4
пулемётов. Первый полёт 5 июля 1941 года (лётчик-испытатель Дж.Квилл). С
декабря 1941 по октябрь 1942 года фирмой "Супермарин" изготовлено 97 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.VII (F.Mk.VII) - высотный с двигателем "Мерлин" Mk.64 мощностью
1710 л.с. (на первых сериях - Mk.61 мощностью 1565 л.с.). Отличался гермокабиной,
2 водяными радиаторами, увеличенными топливными баками, изменённым хвостовым
оперением и убирающимся хвостовым колесом. Вооружение состояло из 4 пушек.
Выпускался с августа 1942 года. Изготовлено 140 самолётов.
-
"Спитфайр" HF.Mk.VII - с двигателем "Мерлин" Mk.71.
-
"Спитфайр" Mk.VIII - вариант Mk.VII без гермокабины. Отличался встроенным
противопыльным фильтром "Аэро-Ви". Вооружение включало 4 пушки, до 454 кг
бомб. Выпускался на заводе "Супермарин" с ноября 1942 года. Изготовлено
1658 самолётов.
-
"Спитфайр" LF.Mk.VIII - низковысотный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.66
мощностью 1580 л.с.
-
"Спитфайр" F.Mk.VIII - средневысотный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.63
(Mk.63A).
-
"Спитфайр" HF.Mk.VIII - высотный. Отличался двигателем "Мерлин" Mk.70.
-
"Спитфайр" PR.Mk.VIII - фоторазведчик для съёмки с малых высот.
-
"Спитфайр" Mk.VIII JF299 - опытный с пониженным гаргротом и каплевидным фонарём.
Изготовлен летом 1943 года.
-
"Спитфайр" Mk.IX - дальнейшее развитие Mk.V. Устанавливались двигатели
"Мерлин" Mk.61, Mk.63, Mk.66, Mk.70. Поздние серии имели пониженный гаргрот
и фонарь кругового обзора. Вооружение состояло из 4 пушек или 2 пушек и 2
12,7-мм пулемётов. Выпускался с июня 1942 года. В процессе производства
постоянно дорабатывался. Изготовлено 5665 самолётов.
-
"Спитфайр" LF.Mk.IX - низковысотный. Оснащался двигателем "Мерлин" Mk.66,
укороченными законцовками крыла.
-
"Спитфайр" F.Mk.IX - средневысотный. Оснащался двигателем "Мерлин" Mk.61
(позже Mk.63, Mk.63A), обычными или укороченными законцовками крыла.
-
"Спитфайр" HF.Mk.IX - высотный. Оснащался двигателем "Мерлин" Mk.70,
стандартным крылом.
-
"Спитфайр" Mk.IXE - с ракетным вооружением.
-
"Спитфайр" PR.Mk.X - разведчик на базе "Спитфайра" Mk.VII. Отличался герметичной
кабиной. Оборудование соответствовало PR.Mk.IV. В мае 1944 года изготовлено
16 самолётов. Поставлялся в СССР.
-
"Спитфайр" PR.Mk.XI - разведчик на базе "Спитфайра" Mk.IX. Отличался двигателем
"Мерлин" Mk.61 (Mk.63, Mk.63A, Mk.70), дополнительными топливными баками,
убирающимся хвостовым колесом и наличием радиостанции. Выпускался с ноября
1942 года по 1944 год. Изготовлен 471 самолёт (первые 15 переделаны из
истребителей в мастерских в Бенсоне). Поставлялся в СССР.
-
"Спитфайр" Mk.XII - самолёт с двигателем "Гриффон" Mk.III (Mk.IV). Выпускался
с октября 1942 по сентябрь 1943 года. Изготовлено 100 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.XIII - низковысотный разведчик на базе "Спитфайра" Mk.V.
Отличался двигателем "Мерлин" Mk.32 с четырёхлопастным винтом. Вооружение
состояло из 4 пулемётов. Весной 1943 года переоборудовано 26 самолётов Mk.IIA,
Mk.VA, Mk.VB, PR.Mk.VII. После войны 3 самолёта проданы в Норвегию, 1 -
в Аргентину.
-
"Спитфайр" Mk.XIV - самолёт с двигателем "Гриффон" Mk.65 мощностью 1529 л.с.
(на первых самолётах Mk.61). Отличался удлинённой носовой частью фюзеляжа,
пятилопастным винтом, хвостовым оперением увеличенной площади, убирающимся
хвостовым колесом. Выпускался с октября 1943 года. Изготовлено 957 самолётов.
-
"Спитфайр" F.Mk.XIV - истребитель.
-
"Спитфайр" FR.Mk.XIV - фоторазведчик. Отличался перспективной фотокамерой
F.24 доплолнительным топливным баком в хвостовой части фюзеляжа.
-
"Спитфайр" FR.Mk.XIVE - вариант фоторазведчика.
-
"Спитфайр" Mk.XVI - низковысотный вариант Mk.IX с двигателем "Мерлин"
Mk.266 американского производства. Отличался каплевидным фонарём, килем
увеличенной площади, дополнительным бензобаком в фюзеляже. Выпускался с
октября 1944 года на заводе "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче. Изготовлено
1054 самолёта.
-
"Спитфайр" Mk.XVIII ("Супер Спитфайр") - модернизированный. Отличался
удлинённым фюзеляжем, усиленным крылом и шасси, дополнительным топливным
баком на 150 л в хвостовой части. Выпускался с лета 1945 года.
-
"Спитфайр" F.Mk.XVIII - истребитель. Изготовлено 100 самолётов.
-
"Спитфайр" FR.Mk.XVIII - разведчик. Отличался 2 перспективными и 1 плановым
фотоаппаратами F.24 (либо одним плановым F.52). Изготовлено 200 самолётов.
-
"Спитфайр" PR.Mk.XIX - разведчик на базе "Спитфайра" Mk.XIV. Отличался двигателем
"Гриффон" Mk.65 (Mk.66), гермокабиной, крылом от PR.Mk.XI, увеличенным запасом
топлива, 3 фотокамерами в фюзеляже (2 плановых и 1 перспективная). Первый полёт
в апреле 1944 года. Выпускался с мая 1944 года. Изготовлено 225 самолётов.
После войны поставлялся в Швецию и Индию.
-
"Спитфайр" Mk.XX - опытный.
-
"Спитфайр" Mk.21 - самолёт с двигателем "Гриффон" Mk.61 (Mk.64). Отличался
доработанным планёром, крылом типа Y, удлинёнными стойками шасси, пятилопастным
винтом. Вооружение состояло из 4 пушек. Выпускался с января 1944 года на
заводе CBAF в Саус-Марстоне. Изготовлено 122 самолёта.
-
"Спитфайр" Mk.22 - вариант Mk.21 с двигателем "Гриффон" Mk.85 мощностью 2373
л.с. Отличался фонарём кругового обзора, пониженным гаргротом, изменённой
электросистемой. Изготовлено 278 самолётов.
-
"Спитфайр" Mk.23 - опытный с ламинарным крылом.
-
"Спитфайр" Mk.24 - вариант Mk.21 с хвостовым оперением от "Спайтфул". Отличался
короткоствольными пушками "Испано" Mk.V, 2 дополнительными топливными баками.
Выпускался с апреля 1946 по март 1948 года. Изготовлено 54 самолёта. Доработано
ещё 27 Mk.22.
-
"Сифайр" ("Си Спитфайр") Mk.IB - палубный вариант "Спитфайра" Mk.VB. Отличался
посадочным гаком. Устанавливались двигатели "Мерлин" Mk.45, 46, 50, 50A,
55, 58. Выпускался фирмами "Эйр Сервис Трэйдинг" и "Канлифф-Оуэн" с июля
1942 года. Изготовлено 166 самолётов.
-
"Сифайр" ("Си Спитфайр") Mk.IIC - палубный вариант "Спитфайра" Mk.VC. Отличался
усиленным шасси, отсутствием 2 пушек. Выпускался с июля 1942 года. Изготовлено
372 самолёта.
-
"Сифайр" L.Mk.IIC - палубный с маловысотным двигателем "Мерлин" Mk.32. Отличался
четырёхлопастным воздушным винтом фирмы "Ротол" и усиленным посадочным гаком.
Выпускался с марта 1943 года на заводах "Супермарин" и "Уэстленд". Переоборудованы
также все ранее выпущенные "Сифайры" Mk.IIC.
-
"Сифайр" LR.Mk.IIC - разведчик. Отличался перспективной фотокамерой F.24.
-
"Сифайр" Mk.IIC (Hybrid) - с двигателем "Мерлин" Mk.55. Изготовлено 32 самолёта.
Позже переоборудованы по стандарту Mk.III.
-
"Сифайр" Mk.III - палубный со складывающимся крылом. Отличался двигателем
"Мерлин" Mk.55 мощностью 1585 л.с. Выпускался с ноября 1943 года. Изготовлено
1220 самолётов.
-
"Сифайр" L.Mk.III - с двигателем "Мерлин" Mk.55M.
-
"Сифайр" LR.Mk.III - разведчик.
-
"Сифайр" Mk.XV - с двигателем "Гриффон" Mk.VI мощностью 1850 л.с. Отличался
пятилопастным винтом, формой посадочного крюка и нескладывающимся крылом.
Первый полёт в марте 1944 года. В 1944 году на заводах "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн"
изготовлено 390 самолётов.
-
"Сифайр" Mk.XVII (Mk.17) - с усиленным шасси с уширенной колеёй и удлинёнными
стойками. Отличался каплевидным фонарём, пониженным гаргротом, складывающимся
крылом, дополнительным топливным баком на 150 л. Выпускался с сентября 1945
года на заводах "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Изготовлено 232 самолёта.
-
"Сифайр" F.Mk.17 - истребитель.
-
"Сифайр" FR.Mk.17 - ближний разведчик.
-
"Сифайр" Mk.45 - с двигателем "Гриффон" Mk.61 с пятилопастным винтом.
Отличался нескладывающимся крылом. Первый полёт в ноябре 1944 года. В конце
1945 года на заводе в Кэстл-Бромвиче изготовлено 50 самолётов.
-
"Сифайр" Mk.46 - с двигателем "Гриффон" Mk.85 (Mk.87) с соосными винтами.
Отличался сбрасываемым фонарём. Первый полёт в июле 1946 года. В 1947 году
на заводе в Саус-Марстоне изготовлено 24 самолёта.
-
"Сифайр" F.Mk.46 - истребитель.
-
"Сифайр" FR.Mk.46 - разведчик.
-
"Сифайр" Mk.47 - с двигателем "Гриффон" Mk.88 мощностью 2350 л.с. (некоторые
с Mk.87 мощностью 2375 л.с.). Отличался соосными трёхлопастными винтами,
гидросистемой складывания крыла (первые 14 выпущены с ручной системой),
дополнительным усилением шасси, более широкой колеёй шасси, хвостовым
оперением по типу "Спайтфул", короткоствольными пушками "Испано". Мог
нести до 682 кг бомб или 8 реактивных снарядов. В 1947-1949 годах
изготовлено 140 самолётов.
-
"Сифайр" F.Mk.47 - истребитель.
-
"Сифайр" FR.Mk.47 - разведчик.
-
"Спайтфул" F.Mk.14 - скоростной истребитель. Отличался двигателем "Гриффон"
Mk.61, ламинарным крылом, каплевидным фонарём. Выпускался с декабря 1944
по май 1945 года изготовлено 17 самолётов.
-
"Спайтфул" F.Mk.15 - с двигателем "Гриффон" Mk.89 с соосными винтами.
В 1946 году выпущена небольшая серия.
-
"Спайтфул" F.Mk.16 - опытный с двигателем "Гриффон" Mk.101. На испытаниях
достигнута скорость 790 км/ч.
-
"Сифэнг" F.31 ("тип 382") - палубный вариант "Спайтфул" Mk.14. Отличался
посадочным гаком. Первый полёт в январе 1946 года. Изготовлено 10 самолётов.
-
"Сифэнг" F.32 ("тип 396") - опытный с двигателем "Гриффон" Mk.89. В 1946
году изготовлено 2 самолёта.
Это был самый массовый английский истребитель. Он выпускался на заводах
"Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне,
"Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстленд" в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне,
"Канлифф-Оуэн". Более 60 предприятий-субподрядчиков изготавливали отдельные
узлы самолёта. Производство продолжалось до марта 1949 года. Всего изготовлено
22759 самолётов всех модификаций (из них 2408 "Сифайров"). Поставлялся
на экспорт в Австралию, Аргентину, Бельгию, Бирму, Грецию, Египет, Индию,
Италию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Сирию,
США, Таиланд, Турцию, Францию, Чехословакию, Швецию, ЮАС, Югославию.
Первый бой с участием "Спитфайра" состоялся 6 сентября 1939 года, когда
по ошибке были сбиты 2 "Харрикейна". 16 октября были сбиты первые
He-111. В июле 1940 года "Спитфайры" прикрывали
отход английских войск к Дюнкерку. В "битве за Англию" на "Спитфайры"
пришлось 43% сбитых немецких самолётов. Позже воевали на Мальте, в Египте,
Алжире, Марокко, Бирме, Франции, Бельгии, Германии. С 1943 года использовались
в ПВО Австралии. Американцы применяли эти истребители до марта 1944 года в
Англии и Северной Африке. На "Спитфайрах" воевали национальные эскадрильи
в составе британских ВВС: польские, чехословацкие, норвежские, бельгийские,
голандские, греческие, югославские. Воевали на них и лётчики "Свободной
Франции". Кроме основной функции, "Спитфайры" выполняли роль тактического
или стратегического разведчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта
спасательной службы.
После окончания Второй мировой войны "Спитфайры" участвовали в различных
региональных конфликтах. В 1945-1949 годах они применялись греческими королевскими
войсками против партизан во время гражданской войны в Греции. В 1945-1949
годах французы применяли "Спитфайры" и "Сифайры" против вьетнамских партизан.
В 1947-1949 годах голандские "Спитфайры" воевали в Индонезии. Во время первой
арабо-израильской войны 1947-1948 годов "Спитфайры" использовались обеими
воюющими сторонами. В 1948-1951 годах "Спитфайры" и "Сифайры" использовались
англичанами против партизан в Малайе. С июля по сентябрь 1950 года английские
"Сифайры" принимали участие в корейской войне
в качестве штурмовиков и ближних разведчиков.
В Великобритании "Спитфайр" снят с вооружения в 1952 году. Некоторые
самолёты эксплуатировались во вспомогательных и учебных подразделениях до
ноября 1954 года. В Чехословакии "Спитфайры" эксплуатировались до конца
40-х годов (в 1948 году 50 самолётов были проданы в Израиль), в Италии
- до 1952 года, в Нидерландах - до 1954 года, во Франции и Гонконге - до
1955 года, в Бирме - до конца 50-х годов.
В 1943 году "Спитфайр" по ленд-лизу начал поступать в СССР. Всего было
поставлено 143 "Спитфайра" Mk.V, 1185 Mk.IX и 9 Mk.XVI. Эти самолёты использовались
весной 1943 года во время боёв на Кубани и летом того же года на Дону. Потом
были переданы в авиацию ПВО, где находились до 1948 года (кое-где и до 1951
года).
На "Спитфайре" Mk.II совершил таран Джонс Р.
На "Спитфайре" Mk.VB совершил таран Лобачёв В.И.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Mk.VB |
Двигатель |
"Мерлин" Mk.45 |
Мощность, л.с. |
1440 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,23
9,13
3,02 |
Площадь крыла, м2 |
22,48 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
2267
2911 |
Скорость максимальная, км/ч |
594 |
Дальность полёта максимальная, км |
1827 |
Практический потолок, м |
11125 |
Экипаж, чел. |
1 |
Вооружение: |
8х7,69 |
Список использованных источников
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 16-17.
- Котельников В.Р. Неизвестные "спитфайры" // Крылья Родины. - 1992. - №№ 6, 7.
- Котельников В.Р. Один и без оружия // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 26-28.
- Котельников В.Р. "Спитфайр" // Крылья-дайджест. - 1996. - Вып. 7.
- Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 21-28.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 17-18.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 295-299.