Конвэр B-24 "Либерейтор"
B-24D из 320 бомбардировочной эскадрильи
В январе 1939 года ВВС США предложили фирме "Консолидейтед
эйркрафт корпорейшн" разработать бомбардировщик с дальностью полёта, большей
чем у только что появившегося B-17. Работы возглавил
главный конструктор А.Лэдден. Проект получмл название "модель 32". Фюзеляж
бомбардировщика было решено сделать высоким, чтобы можно было разместить
больше бомб. Бомбы подвешивались вертикально в двух отсеках. Чтобы не создавать
дополнительного сопротивления, створки бомболюка выполнили сворачивающимися
как шторы. Осовные стойки шасси убирались не в мотогондолы, укладывались
плашмя в крыло. Крыло было оригинальной конструкции, разрабатанной молодым
инженером Д.Дэвисом. Крыло позволяло нести ту же нагрузку, что и на B-17,
но при большей скорости и дальности. Герметизированные отсеки крыла использовались
как топливные баки. Впервые крыло было опробовано на опытном гидросамолёте
"модель 31". От него же было решено взять двухкилевое оперение.
30 марта 1939 года был заключён контракт на постройку прототипа, официально
названного XB-24. Через месяц был получен заказ на 7 предсерийных YB-24
для войсковых испытаний, а в августе - на 38 серийных B-24A. Изготовление
первого прототипа на заводе в Сан-Диего было завершено в декабре 1939 года.
29 декабря шеф-пилот фирмы У.Уэтли впервые поднял его в небо с аэродрома
Линдберг-филд. Начались испытания, в которых приняли участие и военные
лётчики. По просьбе англичан, которые также заинтересовались новым
бомбардировщиком, ему было присвоено имя собственное "Либерейтор". Серийное
производство началось в декабре 1940 года. Специально для этого фирма
"Консолидейтед" построила новый завод в Форт-Уорте (Техас). Производство
комплектующих было размещено на заводах фирм "Дуглас" и "Форд". В 1942
году к ним присоединилась фирма "Норт Америкен".
B-24 представлял собой цельнометаллический среднеплан с двухкилевым
оперением. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла
из закрылков Фаулера. Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой.
Силовая устаовка состояла из 4 поршневых звездообразных двухрядных двигателей
воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830 "Туин Уосп" с четырёхлопастными
воздушными винтами "Гамильтон стандарт".
Существовали следующие модификации:
-
XB-24 - первый прототип. Отличался двигателями R-1830-33 мощностью 1200 л.с.
Первый полёт 29 декабря 1939 года.
-
XB-24B - доработанвый прототип. Отличался двигателями R-1830-41 (позже
R-1830-43) с турбонагнетателями Дженерал Электрик B-2, изменёнными мотогондолами,
увеличенным размахом стабилизатора, протектированными топливными баками.
Переоборудован из XB-24 в 1940 году. Первый полёт 1 февраля 1941 года.
-
XB-24F - опытный для испытания термических антиобледенителей. Переоборудован
из B-24D.
-
XB-24K - опытный с однокилевым оперением. Переоборудован фирмой "Форд"
из B-24D.
-
XB-24P - летающая лаборатория фирмы "Сперри гироскоп компани".
-
XB-24Q - опытный для испытания кормовой турели с радиолокационным прицелом
для B-47.
-
XB-41 (TB-24D) - тяжёлый истебитель сопровождения на базе B-24D (опытный).
Отличался 2 турелями A-3 в верхней части, усиленным бронированием.
Вооружение состояло из 14 пулемётов. Первый полёт 29 января 1943 года.
-
XС-109 - прототип танкера. Отличался 6 дополнительными баками в фюзеляже,
отсутствием бронирования, вооружения и части оборудования. Переоборудован
из B-24E.
-
XF-7 - прототип разведчика. Отличался 7 фотокамерами, дополнительными
баками в бомбоотсеке, отсутствием вооружения. Переоборудован фирмой
"Форд" из B-24D.
-
YB-24 - предсерийный. Оборонительное вооружение состояло из 6 7,69-мм
пулемётов. В 1940 году изготовлено 7 самолётов. Из них 6 переданы под
обозначением LB-30A Великобритании, где они использовались в качестсве
транспортных. Седьмой (отличался 12,7-мм пулемётами "Кольт-Браунинг")
поступил на вооружение ВВС США под обозначением B-24.
-
YB-24K - предсерийный с однокилевым оперением. Фирмой "Форд" изготовлено
7 самолётов.
-
B-24A - первый серийный вариант. Большинство использовалось в качестве
транспортных. 2 таких самолёта в доставили в Москву в сентябре 1941 года
американскую делегацию во главе с А.Гарриманом.
-
B-24C - доработанный. Отличался протектированными топливными баками,
конструкцией мотогондол, турелями Мартин A-3 сверху фюзеляжа за кабиной
и Консолидейтед A-6 в хвосте. В декабре 1941 - феврале 1942 года изготовлено
9 самолётов. Все использовались для различных испытаний и подготовки экипажей.
-
B-24D - модернизированный. Отличался двигателями R-1830-43 с винтами
"Гамильтон стандарт". Часть самолётов выпущена без подфюзеляжной турели.
Оборонительное вооружение состояло из 10 пулемётов. Выпускался с января
1942 года.
-
B-24E ("Либерейтор" Mk.IV) - вариант B-24D, выпускавшийся фирмой "Форд"
с июля 1943 года. Отличался размещением оборонительного вооружения.
Изготовлен 791 самолёт.
-
B-24G ("Либерейтор" Mk.VIII) - вариант, выпускавшийся фирмой "Норт
Америкен". С марта 1943 по январь 1944 года в Далласе изготовлено 430
самолётов.
-
B-24G ("Либерейтор" Mk.VIII) - аналог B-24D. Отличался шаровой кормовой
турелью "Сперри" и 3 пулемётами в носу. Изготовлено 25 самолётов.
-
B-24G-1 - аналог B-24H. Выпускался с ноября 1943 года.
-
B-24G-10 - с полированной обшивкой.
-
B-24H ("Либерейтор" Mk.VI) - с носовой турелью Эмерсон A-15. Отличался
конструкцией носовой части фюзеляжа, открывающимися наружу створками
бомболюка, задней турелью A-6A, верхней турелью A-3D и боковыми шкворневыми
установками K-6. Вооружение состояло из 10 12,7-мм пулемётов. Фирмой
"Форд" изготовлено 3100 самолётов.
-
B-24H-20 - с боковыми шкворневыми пулемётными установками, разнесёнными
по длине.
-
B-24J - с 2 носовыми турелями A-6A (с весны 1944 года устанавливалась
одна A-15). Отличался двигателями R-1830-65, автопилотом C-1, бомбовым
прицелом типа M. Выпускался в Сан-Диего с августа 1843 года, в Форт-Уорте
- с сентября 1943 года, в Уиллоу-Ран - с апреля 1944 года, в Далласе и
Талсе - с мая 1944 года. Самая массовая модификация. 1200 самолётов
поставлено в Великобританию.
-
B-24J-40 - аналог B-24H. Отличался верхней турелью A-3D и экранированными
бортовыми установками. В Форт-Уорте собрано 57 самолётов из деталей,
привезённых из Уиллоу-Ран.
-
B-24J-165 - с кормовой турелью M-6A с гидроприводом. В изготовлено 122
самолёта.
-
B-24L - облегчённый. Отличался остеклением кабины штурмана, кормовой
турелью M-6 "Стингер", бортовыми экранированными установками K-5. Выпускался
в Сан-Диего (417 самолётов) и Уиллоу-Ран (1250) с августа 1944 года.
-
B-24L-5 - с увеличенной площадью остекления кабины бомбандира и триммером
на левом элероне.
-
B-24L-15 - с приспособлением для снятия статического заряда.
-
RB-24L - учебный для подготовки стрелков B-29.
Отличался дистануционным управлением турелей. Изготовлено несколько
самолётов.
-
TB-24L - учебный для подготовки штурманов B-29. Отличался наличием РЛС.
Изготовлено несколько самолётов.
-
B-24M - без кормовой турели. Выпускался в Уиллоу-Ран с июля 1944 года.
Изготовлено 115 самолётов. Позже переименован в B-24L.
-
B-24M (второй с таким обозначением) - с облегчённой кормовой турелью A-6B.
Выпускался с декабря 1944 по июнь 1945 года. В Сан-Диего изготовлено 916
самолётов, в Уиллоу-Ран - 1877.
-
B-24M-20 - с новым фонарём кабины пилотов.
-
С-87 "Либерейтор экспресс" ("Либерейтор" C.Mk.VII) - транспортный. Отличался
салоном на 20 пассажиров, люком в хвостовой части, окнами в бортах, грузовой
дверью в левом борту, отсутствием вооружения и остекления в носовой части
фюзеляжа. В Форт-Уорте изготовлен 291 самолёт.
-
AT-22 - учебный. Изготовлено 5 самолётов.
-
С-87A (RY-2) - "салон". Отличался наличием 4 купе со спальными местами, кухни
и туалета, дополнительным топливным баком. Изготовлено 6 самолётов. Один
из них предназначался для Ф.Рузвельта (он на нём ни разу не летал).
-
RY-1 - морской вариант C-87.
-
C-109 - танкер. Переобрудовано 218 B-24D и B-24E.
-
F-7A - разведчик на базе B-24J. Отличался 3 фотокамерами в носовой части
и 3 в бомбоотсеке. Переоборудовано 182 самолёта.
-
F-7B - разведчик с 6 фотокамерами в бомбоотсеке. Переоборудовано 32
самолёта B-24J.
-
LB-30 - экспортный для Франции. Заказ передан Великобритании.
-
LB-30B ("Либерейтор" Mk.I) - вариант B-24A. Изготовлено 20 самолётов.
Большинство переоборудованы в охотники за подводными лодками.
-
PB4Y-1 - морской вариант B-24D (позже B-24J, B-24L, B-24M). Отличался РЛС
для поиска подводных лодок (кроме ранних серий). В Сан-Диего изготовлено
977 самолётов.
-
RLB-30 - разведчик (проект).
-
RY-3 - транспортный для морской авиации. В Сан-Диего изготовлено 34 самолёта.
-
"Либерейтор" Mk.II - экспортный для Великобритании. Отличался удлинённой
на 0,9 м носовой частью фюзеляжа, воздушными винтами "Кэртис электрик", 2
механизированными турелями фирмы "Боултон-Пол". Оборонительное вооружение
состояло из 14 7,69-мм пулемётов. Первый полёт 2 июня 1941 года (закончился
катастрофой). Изготовлено 139 самолётов. Один самолёт стал персональным для
У.Черчиля. 75 самолётов были реквизированы для ВВС США, где применялись под
обозначением LB-30. Позже 23 из них вернули англичанам.
-
"Либерейтор" Mk.IIA - B-24D для Великобритании. В 1942 году поставлено 11
самолётов.
-
"Либерейтор" Mk.III - вариант B-24D для Великобритании. Отличался смешанным
оборонительным вооружением из 7,69-мм и 12,7-мм пулемётов, кормовыми турелями
"Боултон-Пол" с 4 пулемётами. Часть самолётов оснащалась небольшими плоскостями
в носовой части с ракетами HVAR (по 4 с каждого борта) и мощным прожектором.
Изготовлено 366 самолётов.
-
"Либерейтор" GR.Mk.V - патрульно-противолодочный. Отличался локатором ASV.
Переоборудована часть B-24D в Великобритании. 19 самолётов передано Канаде.
-
"Коммандо" - персональный самолёт У.Черчиля. Отличался комфортабельным
салоном на месте бомбоотсека. Переоборудован в 1941 году в мастерских
авиакомпании BOAC из "Либерейтора" Mk.II.
Производство B-24 осуществлялось на заводах "Конвэр" в Форт-Уорте и
Сан-Диего, "Дуглас" в Талсе, "Форд" в Уиллоу-Ране, "Норт Америкен" в Далласе
и продолжалось до июня 1945 года. Всего изготовлено 17104 самолёта всех
модификаций. Первой на вооружение самолёт приняла Великобритания. На
вооружение ВВС США принят в июне 1941 года, в Канаде - в 1942 году, в
Австралии - в 1944 году, в СССР - в апреле 1945 года. В конце войны
поставлялся по ленд-лизу в Китай. B-24 применялся в качестве бомбардировщика,
разведчика, охотника за подводными лодками, транспортного.
В боевых условиях впервые применён в январе 1942 году на острове Ява.
По целям в Европе впервые применён 12 июне 1942 года, когда был нанесён
бомбовый удар по нефтепромыслам в Плоешти (Румыния). С октября 1942 года
B-24 с территории Китая наносили удары по Японии. С июля 1944 года производились
налёты с Алеутских островов по Курилам. B-24 ВВС США применялись преимущественно
в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла
"Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на
Цейлоне. Астралийские самолёты воевали на Новой Гвинее, Соломоновых островах,
в Индонезии. Канадские самолёты применялись только как противолодочные.
Советские B-24 в войне не участвовали. Снят с вооружения в США в 1954
году, в Великобритании - в 1946, в СССР - в 1950, в Индии - в конце 60-х.
После окончания службы часть самолётов была продана гражданским авиакомпаниям.
Англичане вернули свои самолёты американцам, но из-за ненадобности их
пустили на слом. Часть морских PB4Y-1 были переоборудованы в пожарные.
Несколько самолётов сохранилось до наших дней в различных музеях, причём
некоторые в лётном состоянии.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
B-24D |
Двигатели |
R-1830-43 |
Взлётная мощность, л.с. |
4х1200 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
33,55
20,30
5,37 |
Площадь крыла, м2 |
97,36 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
14757
27240
32296 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
467
346 |
Дальность полёта максимальная, км |
4560 |
Практический потолок, м |
9760 |
Экипаж, чел. |
10 |
Бомбовая нагрузка, кг:
нормальная
максимальная |
2270
5806 |
Оборонительное вооружение: |
11x12,7 |
Список использованных источников
- Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 14-15.
- Котельников В.Р. B-24 "Либерейтор" // "Авиация и космонавтика". - 2003. - №№ 10-12. - 2004. - №1.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 89-92.