Конвэр B-24 "Либерейтор"


B-24D
B-24D из 320 бомбардировочной эскадрильи

В январе 1939 года ВВС США предложили фирме "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" разработать бомбардировщик с дальностью полёта, большей чем у только что появившегося B-17. Работы возглавил главный конструктор А.Лэдден. Проект получмл название "модель 32". Фюзеляж бомбардировщика было решено сделать высоким, чтобы можно было разместить больше бомб. Бомбы подвешивались вертикально в двух отсеках. Чтобы не создавать дополнительного сопротивления, створки бомболюка выполнили сворачивающимися как шторы. Осовные стойки шасси убирались не в мотогондолы, укладывались плашмя в крыло. Крыло было оригинальной конструкции, разрабатанной молодым инженером Д.Дэвисом. Крыло позволяло нести ту же нагрузку, что и на B-17, но при большей скорости и дальности. Герметизированные отсеки крыла использовались как топливные баки. Впервые крыло было опробовано на опытном гидросамолёте "модель 31". От него же было решено взять двухкилевое оперение.

30 марта 1939 года был заключён контракт на постройку прототипа, официально названного XB-24. Через месяц был получен заказ на 7 предсерийных YB-24 для войсковых испытаний, а в августе - на 38 серийных B-24A. Изготовление первого прототипа на заводе в Сан-Диего было завершено в декабре 1939 года. 29 декабря шеф-пилот фирмы У.Уэтли впервые поднял его в небо с аэродрома Линдберг-филд. Начались испытания, в которых приняли участие и военные лётчики. По просьбе англичан, которые также заинтересовались новым бомбардировщиком, ему было присвоено имя собственное "Либерейтор". Серийное производство началось в декабре 1940 года. Специально для этого фирма "Консолидейтед" построила новый завод в Форт-Уорте (Техас). Производство комплектующих было размещено на заводах фирм "Дуглас" и "Форд". В 1942 году к ним присоединилась фирма "Норт Америкен".

B-24 представлял собой цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков Фаулера. Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая устаовка состояла из 4 поршневых звездообразных двухрядных двигателей воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830 "Туин Уосп" с четырёхлопастными воздушными винтами "Гамильтон стандарт".

Существовали следующие модификации:

Производство B-24 осуществлялось на заводах "Конвэр" в Форт-Уорте и Сан-Диего, "Дуглас" в Талсе, "Форд" в Уиллоу-Ране, "Норт Америкен" в Далласе и продолжалось до июня 1945 года. Всего изготовлено 17104 самолёта всех модификаций. Первой на вооружение самолёт приняла Великобритания. На вооружение ВВС США принят в июне 1941 года, в Канаде - в 1942 году, в Австралии - в 1944 году, в СССР - в апреле 1945 года. В конце войны поставлялся по ленд-лизу в Китай. B-24 применялся в качестве бомбардировщика, разведчика, охотника за подводными лодками, транспортного.

В боевых условиях впервые применён в январе 1942 году на острове Ява. По целям в Европе впервые применён 12 июне 1942 года, когда был нанесён бомбовый удар по нефтепромыслам в Плоешти (Румыния). С октября 1942 года B-24 с территории Китая наносили удары по Японии. С июля 1944 года производились налёты с Алеутских островов по Курилам. B-24 ВВС США применялись преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Астралийские самолёты воевали на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолёты применялись только как противолодочные. Советские B-24 в войне не участвовали. Снят с вооружения в США в 1954 году, в Великобритании - в 1946, в СССР - в 1950, в Индии - в конце 60-х. После окончания службы часть самолётов была продана гражданским авиакомпаниям. Англичане вернули свои самолёты американцам, но из-за ненадобности их пустили на слом. Часть морских PB4Y-1 были переоборудованы в пожарные. Несколько самолётов сохранилось до наших дней в различных музеях, причём некоторые в лётном состоянии.


Лётно-технические характеристики

Модификация B-24D
Двигатели R-1830-43
Взлётная мощность, л.с. 4х1200
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

33,55
20,30
5,37
Площадь крыла, м2 97,36
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

14757
27240
32296
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

467
346
Дальность полёта максимальная, км 4560
Практический потолок, м 9760
Экипаж, чел. 10
Бомбовая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

2270
5806
Оборонительное вооружение: 11x12,7

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 14-15.
  2. Котельников В.Р. B-24 "Либерейтор" // "Авиация и космонавтика". - 2003. - №№ 10-12. - 2004. - №1.
  3. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 89-92.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz