Норт Америкен F-86 "Сейбр"


F-86F-30
F-86F-30 из 334 эскадрильи

Разработка проекта истребителя NA-134 по заказу ВМС США началась на фирме "Норт Америкен авиаэйшн" в ноябре 1944 года под руководством Р.Райса. Одновременно прорабатывался армейский вариант под обозначением RD-1265 (фирменное обозначение NA-140). 1 января 1945 года фирма получила заказ от флота на 3 проттотипа XFJ-1 (фирменное обозначение NA-134), а 18 мая - на 100 серийных FJ-1 (NA-141). Так же 18 мая поступил армейский заказ на 3 прототипа NA-140, получивших обозначение XP-86. Оба самолёта проектировались под турбореактивный двигатель Дженерал Электрик J36, оба имели лобовой воздухозаборник и сопло в хвостовой части фюзеляжа, оба должны были получить прямое крыло. Для обеспечения минимальной посадочной скорости флотский истребитель имел более толстый профиль крыла. NA-140 имел более длинный фюзеляж, но сохранял хвостовое оперение NA-134. 20 июня 1945 года прошла макетная комиссия XP-86. Но продувки в аэродинамической трубе показали, что самолёт не сможет показать требуемой скорости (960 км/ч). Возникла угроза прекращения разработки ещё до постройки первого самолёта.

Самолёт спасли новые решения в области аэродинамики. После поражения Германии в 1945 году туда были посланы специалисты для изучения немецких разработок в области реактивной авиации. Уже к лету были получены первые документы. Основываясь на полученных данных проект NA-140 был переделан под стреловидное крыло, имевшее преимущества перед прямым на скоростях около М=0,9. Новый проект был одобрен армейскими ВВС США 1 ноября 1945 года. После серии продувок в аэродинамической трубе были уточнены параметры нового крыла. Изготовление первого прототипа ХР-86 было завершено 8 августа 1947 года. Впервые он поднялся в небо 1 октября 1947 года (лётчик-испытатель Дж.Вилч). 16 октября ВВС США заказали 33 самолёта P-86A и сделали предварительный запрос на 190 P-86B. Первые серийные самолёты были собраны на заводе в Инглвуде в мае 1948 года. В июне 1948 года самолёт получил новое обозначение - F-86. Принят на вооружение ВВС США в 1949 году. Первой новые истребители получила 94-я эскадрилья на авиабазе Марч. 4 марта 1949 года самолёт получил имя "Сейбр".

F-86 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидым крылом (35° по передней кромке). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В состав бортового оборудования входили радиолокационный прицел, радиокомпас, система опознавания "свой-чужой". Состав вооружения был различным в зависимости от модификации. Самолёт вооружался 12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками, неуправляемыми ракетами, бомбами (включая тактические ядрные). Для увеличения дальности полёта могли подвешиваться до 4 ПТБ.

Существовали следующие модификации:

F-86 "Сейбр" стал одним из самых известных истребителей за всю историю авиации. Он стал главным инструментом войны в Корее, а после войны много "Сейбров" служили в десятках стран мира, являясь основным истребителем многих союзников США. "Сейбр" стал первым западным боевым самолётом, способным преодалеть скорость звука. 26 апреля 1948 года Дж.Вилч на прототипе XP-86 в пологом пикировании преодалел звуковой барьер. 16 сентября 1948 года майор Джонсон на четвёртом серийном F-86A установил официальный мировой рекорд 1073,6 км/ч. 18 ноября 1952 года и 16 июля 1953 года на F-86D были установлены новые мировые рекорды: соответствено 1118 и 1145 км/ч. На канадском "Сейбре" Mk.3 3 июня 1952 года был установлен женский мировой рекорд сскорости на дистанции 100 км - 1044 км/ч. Кроме этого был установлен ряд лругих рекордов.

F-86 выпускался на заводах "Норт Америкен" в Инглвуде и Колумбусе. По лицензии выпускался в Канаде фирмой "Канадэйр лтд.", в Японии фирмой "Мицубиси", в Италии фирмой ФИАТ, в Австралии фирмой "Коммонвилз эйркрафт корпорейшн". "Сейбры" канадского производства считались самыми надёжными. F-86 поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину, Банладеш, Бельгию, Боливию, Великобританию, Венесуэлу, Голландию, Гондурас, Грецию, Данию, Индонезию, Ирак, Испанию, Италию, Канаду, Малайю, Норвегию, Пакистан, Перу, Португалию, Саудовскую Аравию, Таиланд, Тайвань, Тунис, Турцию, Филиппины, Францию, ФРГ, Эфиопию, ЮАР, Югославию, Южную Корею, Японию.

Первое боевое применение состоялось 17 декабря 1950 года, когда во время разведывательного вылета в районе реки Ялу подполковник Б.Хинтон на F-86A сбил китайский МиГ-15. 22 декабря в бою с МиГами был потерян первый "Сейбр". В июне 1952 года в Корею стали поступать F-86F. После окончания войны "Сейбры" начали передаваться в ВВС Национальной гвардии и продаваться союзникам США. В Национальной гвардии они служили до сентября 1970 года. Перехватчики F-86D в 50-х годах составляли основу авиации ПВО США, пока не были заменены сверхзвуковыми F-102. Снятые с вооружения F-86D начиная с 1958 года так же продавались за границу. Большинство морских FJ-2 поступило на вооружение Корпуса морской пехоты.

Австралийские CA-27 применялись в 1959-1960 годах в боях в Малайе. В 1963 году итальянские "Сейбры" Mk.4 применялись в составе сил ООН на территории Конго. Пакистанские "Сейбры" Mk.6 применялись против Индии в войне 1965 года. "Сейбры" Mk.2 ВВС Гондураса применялись в конфликте с Сальвадором ("Футбольная война") в конце 1969 года. Дольше всего они оставались на вооружении ВВС Боливии - до 1993 года. В настоящее время несколько самолётов различных модификаций находятся в экспозициях авиационных музеев США, Канады, Пакистана, Таиланда и других стан.


Лётно-технические характеристики

Модификация F-86A-5 F-86D-40 F-86F-30
Двигатель  J47-GE-13   J47-GE-33   J47-GE-27 
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2360
-
2500
3473
2683
-
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,32
11,45
4,5
11,32
12,28
4,58
11,32
11,45
4,5
Площадь крыла, м2 26,78 26,78 26,78
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

4582
6440
-
6128
8245
9058
4945
6900
9300
Запас топлива, л 1649 1649 1975
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте 10000 м

1086
962
1109
985
1112
958
Скороподъёмность у земли, м/с 38 61 47,3
Дальность полёта максимальная, км 1686 1230 2584
Практический потолок, м 14640 15128 14640
Экипаж, чел. 1 1 1
Вооружение 6x12,7 24 ракты 6x13,7
Бомбовая нагрузка, кг 900 - 900

Список использованных источников

  1. Истребители США. - Ч. 3. - М.: ЦАГИ, 2001. - С. 60-84.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz