Норт Америкен F-86 "Сейбр"
F-86F-30 из 334 эскадрильи
Разработка проекта истребителя NA-134 по заказу ВМС США
началась на фирме "Норт Америкен авиаэйшн" в ноябре 1944 года под руководством
Р.Райса. Одновременно прорабатывался армейский вариант под обозначением
RD-1265 (фирменное обозначение NA-140). 1 января 1945 года фирма получила
заказ от флота на 3 проттотипа XFJ-1 (фирменное обозначение NA-134), а
18 мая - на 100 серийных FJ-1 (NA-141). Так же 18 мая поступил армейский
заказ на 3 прототипа NA-140, получивших обозначение XP-86. Оба самолёта
проектировались под турбореактивный двигатель Дженерал Электрик J36, оба
имели лобовой воздухозаборник и сопло в хвостовой части фюзеляжа, оба должны
были получить прямое крыло. Для обеспечения минимальной посадочной скорости
флотский истребитель имел более толстый профиль крыла. NA-140 имел более
длинный фюзеляж, но сохранял хвостовое оперение NA-134. 20 июня 1945 года
прошла макетная комиссия XP-86. Но продувки в аэродинамической трубе показали,
что самолёт не сможет показать требуемой скорости (960 км/ч). Возникла
угроза прекращения разработки ещё до постройки первого самолёта.
Самолёт спасли новые решения в области аэродинамики. После поражения
Германии в 1945 году туда были посланы специалисты для изучения немецких
разработок в области реактивной авиации. Уже к лету были получены первые
документы. Основываясь на полученных данных проект NA-140 был переделан
под стреловидное крыло, имевшее преимущества перед прямым на скоростях
около М=0,9. Новый проект был одобрен армейскими ВВС США 1 ноября 1945
года. После серии продувок в аэродинамической трубе были уточнены параметры
нового крыла. Изготовление первого прототипа ХР-86 было завершено 8 августа
1947 года. Впервые он поднялся в небо 1 октября 1947 года (лётчик-испытатель
Дж.Вилч). 16 октября ВВС США заказали 33 самолёта P-86A и сделали предварительный
запрос на 190 P-86B. Первые серийные самолёты были собраны на заводе в
Инглвуде в мае 1948 года. В июне 1948 года самолёт получил новое обозначение
- F-86. Принят на вооружение ВВС США в 1949 году. Первой новые истребители
получила 94-я эскадрилья на авиабазе Марч. 4 марта 1949 года самолёт получил
имя "Сейбр".
F-86 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидым крылом (35° по передней кромке). Шасси убирающееся, трёхопорное,
с носовой стойкой. Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя.
Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В состав бортового оборудования
входили радиолокационный прицел, радиокомпас, система опознавания "свой-чужой".
Состав вооружения был различным в зависимости от модификации. Самолёт вооружался
12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками, неуправляемыми ракетами, бомбами (включая
тактические ядрные). Для увеличения дальности полёта могли подвешиваться
до 4 ПТБ.
Существовали следующие модификации:
-
XP-86 (NA-140, XF-86) - прототип. Отличался двигателем Шевроле J35-C-3
тягой 1816 кгс. Вооружение отсутствовало. Изготовлено 3 самолёта. Первый
полёт 1 октября 1947 года. 26 апреля 1948 года впервые преодалён звуковой
барьер (в пологом пикировании).
-
XFJ-2 (NA-179) - прототип палубного истребителя. Отличался посадочным гаком,
креплениями к катапульте, удлинённой носовой стойкой шасси. Вооружение
отсутствовало. В 1951 году на заводе в Лос-Анжелесе изготовлено 2 самолёта.
Первый полёт 14 февраля 1952 года.
-
XFJ-2B (NA-181) - прототип с 4 20-мм пушками Кольт Mk.12. Специальное палубное
оборудование отсутствовало. В 1951 году на заводе в Лос-Анжелосе изготовлен
1 самолёт. Первый полёт 27 декабря 1951 года.
-
YF-86D (NA-164, YF-95A) - прототип F-86D. Отличался фонарём по типу F-86A
и отсутствием вооружения. В 1949 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт
27 декабря 1949 года.
-
YF-86K (NA-205) - прототип F-86K. Весной 1953 года изготовлено 2 самолёта.
Первый полёт 15 июля 1954 года.
-
P-86A (NA-151, F-86A) - серийный истребитель. Вооружение состояло из 6
12,7-мм пулемётов. Первый полёт 20 мая 1948 года.
-
F-86A-1-NA - первая серия. Отличался двигателем Дженерал Электрик J47-GE-1
(GE-3, GE-7) тягой 2360 кгс, выпуклым лобовым стеклом фонаря кабины, автоматически
закрывающимися портами пулемётов. В 1948-1949 годах изготовлено 33 самолёта.
Все использовались для различных испытаний и строевые части не попали.
-
F-86A-5-NA - с двигателем J47-GE-7. Отличался новым фонарём, системой обогрева
пулемётного отсека, возможностью подвески бомб на подкрыльевых пилонах.
Выпускался в феврале-сентябре 1949 года.
-
F-86A-5-NA (NA-161) - с двигателем J47-GE-13 тягой 2360 кгс. Выпускался
с октября 1949 по декабрь 1950 года.
-
F-86A-6-NA - с радиолокационным прицелом A-1CM. Изготовлено 24 самолёта.
-
F-86A-7-NA - с прицелом A-1CM, установленным в войсках. Переоборудовались
ранее выпущенные F-86A-5.
-
F-86B - с колёсами шасси большего диаметра (проект). Разрабатывался в 1946
году.
-
F-86C (XF-93) - дальний истребитель сопровождения (опытный).
-
F-86D (NA-165, F-95) - всепогодный перехватчик. Отличался двигателем J47-GE-17
с форсажной камерой (тяга 2270/3020 кгс), бортовой РЛС AN/APG-36, системой
управления огня Хьюз E-4, цельноповоротным стабилизатором, увеличенным
килём, откидывающимся назад фонарём кабины. Вооружение состояло из 24 70-мм
ракет "Майти Маус". Выпускался с весны 1951 по сентябрь 1955 года. Поставлялся
на экспорт в Грецию, Данию, Тайвань, Турцию, Филиппины, Югославию, Южную
Корею, Японию.
-
F-86D-1-NA - первый серийный вариант. Отличался системой управления огня
Хьюз E-3. В марте 1951 - октябре 1952 года изготовлено 153 самолёта.
-
F-86D-5-NA - с системой управления огня E-4. Летом 1952 года изготовлено
26 самолётов.
-
F-86D-10-NA - с бустерным управлением без триммеров. Изготовлено 36 самолётов.
-
F-86D-15-NA - с одноточечной системой заправки топливом. Изготовлено 54
самолёта.
-
F-86D-20-NA (NA-177) - с фильтрами с подогревом в топливной системе. Изготовлено
188 самолётов.
-
F-86D-25-NA - с подвесными топливными баками. Изготовлено 88 самолётов.
-
F-86D-30-NA - с ручным приводом руля направления и триммером. Изготовлено
200 самолётов.
-
F-86D-35-NA (NA-173) - с радиодальномером. Часть самолётов оснащалась форсажной
камерой с керамическим покрытием. Изготовлено 350 самолётов.
-
F-86D-40-NA (NA-190) - с двигателем J47-GE-17B тягой 2463/2950 кгс. Изготовлено
300 самолётов.
-
F-86D-45-NA - с тормозным парашютом. Самолёты поздних выпусков оснащались
двигателем J47-GE-33 тягой 2500/3473 кгс. В апреле-июле 1954 года изготовлено
309 самолётов.
-
F-86D-50-NA - доработанный. Изготовлен 301 самолёт.
-
F-86D-55-NA, F-86D-60-NA (NA-201) - последний серийный вариант. Изготовлено
624 самолёта.
-
F-86E (NA-170) - истребитель с цельноповоротным стабилизатором. Первый
полёт 23 сентября 1950 года. Изготовлено 369 самолётов.
-
F-86E-1-NA - первый серийный вариант. Выпускался с февраля 1951 года. Изготовлено
60 самолётов.
-
F-86E-5-NA - с изменённым оборудованием кабины. Летом 1951 года изготовлен
51 самолёт.
-
F-86E-10-NA - вариант F-86F с двигателем J47-GE-13. С сентября 1951 по
май 1952 года изготовлено 132 самолёта.
-
F-86E-15-NA - доработанный. В августе-декабре 1952 года изготовлено 93
самолёта.
-
F-86E(M) - реэкспортные из Великобритании (канадского производства). Поставлялись
в Гондурас, Грецию, Турцию, Югославию.
-
F-86F (NA-172) - истребитель с двигателем J47-GE-27 тягой 2683 кгс.
-
F-86F-1-NA - первый серийный вариант. В марте-июне 1952 года изготовлено
78 самолётов.
-
F-86F-2-NA - пушечный истребитель. Оснащался 4 20-мм пушками T-160. В 1953
году переобоудовано 4 F-86E-10 и 6 F-86F-1.
-
F-86F-3-NA - пушечный истребитель. Оснащался 20-мм пушками "Эрликон". В
1953 году переобоудовано 2 F-86F-1.
-
F-86F-5-NA - с подкрыльевыми ПТБ по 758 л. Выпускался с июня 1952 года.
-
F-86F-10-NA - с радиодальномером A-4.
-
F-86F-15-NA - с изменённой системой управления. Изготовлено 7 самолётов.
-
F-86F-20-NH (NA-176) - с подкрыльевыми ПТБ по 758 л. Отличался бронированным
узлом поворота стабилизатора, составом оборудования. В мае 1952 - январе
1953 года на заводе в Колумбусе изготовлено 100 самолётов.
-
F-86F-25-NH - истребитель-бомбардировщик. На самолётах позднего выпуска
устанавливалось крыло с аэродинамическим гребнем и без предкрылков. Вупускался
на заводе в Колумбусе с января 1953 года.
-
F-86F-30-NA - истребитель-бомбардировщик. Выпускался на заводе в Инглвуде
с октября 1952 года.
-
F-86F-35-NA (NA-191) - доработанный. В 1952-1954 годах изготовлено 967
самолётов.
-
F-86F-35-NA (NA-202) - носитель тактического ядерного оружия. Изготовлено
157 самолётов.
-
F-86F-40-NA (NA-227) - экспортный. Отличался новым крылом. В 1956 году
изготовлено 280 самолётов. Поставлялся в Ирак, Пакистан, Таиланд и Японию.
-
F-86G - перехватчик с двигателем J47-GE-33 (см. F-86D-45-NA).
-
F-86H (NA-187) - истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателем J73 тягой
4050 кгс, увеличенным запасом топлива, стабилизатором увеличенной площади,
фонарём по типу F-86D. первый полёт 30 апреля 1953 года. В 1954-1956 годах
изготовлено 473 самолёта.
-
F-86H-1-NH - первый серийный вариант. Вооружение состояло из 4 12,7-мм
пулемётов. В сентябре 1953 - мае 1954 года на заводе в Колумбусе изготовлено
112 самолётов.
-
F-86H-5-NH - пушечный истребитель. Вооружение состояло из 4 20-мм пушек
M-39. В январе-феврале 1955 года изготовлен 61 самолёт.
-
F-86H-10-NH (NA-203) - с новым БРЭО. В январе 1955 - апреле 1956 года изготовлено
300 самолётов.
-
F-86J (NA-167) - прототип для Канады. Отличался двигателем Авро "Оренда".
-
F-86K (NA-207, NA-213, NA-221, NA-232) - экспортный вариант F-86D. Отличался
двигателем J47-GE-17B, упрощенным составом оборудования. Вооружение состояло
из 4 20-мм пушек M-24A1. На заводе в Инглвуде изготовлено 120 самолётов.
С 1955 года выпускался по лицензии в Италии.
-
F-86K (NA-242) - с удлинёнными заканцовками крыла. На заводе ФИАТ изготовлено
45 самолётов. По стандарту NA-242 доработаны ранее выпущенные F-86K.
-
F-86L - перехватчик со средствами связи с наземной полуавтоматической системой
перехвата SAGE. Отличался 2 дополнительными воздухозаборниками и крылом
с удлинёнными заканцовками. В 1956-1957 годах переобордован 981 самолёт
F-86D. Поставлялся в Таиланд.
-
QF-86H - радиоуправляемая мишень. Переобрудовались отслужившие свой срок
F-86H.
-
RF-86A - фоторазведчик на базе F-86A. В октябре 1951 года переоборудованы
5 F-86A-5.
-
RF-86F "Хеймейкер" - фоторазведчик на базе F-86F. Оснащался 2 фотокамерами
K-22 и 1 K-17. Нижняя пара пулемётов отсутствовала. В 1953 году переоборудовано
несколько F-86F-30. 7 самолётов переданы Тайваню. Ещё 18 самолётов переобрудовано
в Японии в 1961-1962 годах.
-
TF-86F (NA-204) - учебный. Отличался удлинённым фюзеляжем и двухместной
кабиной с двойным управлением. Вооружение отсутствовало. Изготовлено 2
самолёта. Первый полёт 14 декабря 1953 года.
-
FJ-2 "Фьюри" (NA-181) - палубный истребитель. Отличался двигателем J47-GE-2
тягой 2724 кгс, складными законцовками крыла, посадочным гаком, креплениями
к катапульте, удлинённой носовой стойкой шасси, оборудованием кабины. С
ноября 1952 по сентябрь 1954 года на заводе в Колумбусе изготовлено 200
самолётов.
-
CA-26 - прототип австралийского истребителя. Отличался двигателем Роллс-Ройс
"Эвон" R.A.7 тягой 3405 кгс, конструкцией фюзеляжа. Вооружение состояло
из 2 30-мм пушек "Аден". Первый полёт 3 августа 1953 года.
-
CA-27 "Сейбр" Mk.30 - первый серийный австралийской сборки. Отличался двигателем
"Эвон" Mk.20, оборудованием кабины, системой запуска двигателя, увеличенным
запасом топлива. В 1954 году изготовлено 22 самолёта.
-
CA-27 "Сейбр" Mk.31 - с крылом по типу F-86F-30. Изготовлено 32 самолёта.
-
CA-27 "Сейбр" Mk.32 - с двигателем "Эвон" Mk.26. Отличался дополнительными
подкрыльевыми пилонами и топливными баками в передней кромке крыла. Мог
нести ракеты "Сайдуиндер". Изготовлено 69 самолётов. Поставлялся в Малайю
и Индонезию.
-
CL-13 Mk.1 - канадский вариант F-86A. Изготовлен на заводе фирмы Канадэйр
в Картевилле в одном экземпляре. Первый полёт 9 августа 1950 года.
-
CL-13 Mk.2 (F-86E-6-CAN, "Сейбр" Mk.F.2) - канадский вариант F-86E. 60
самолётов поставлено в США, 3 - в Великобританию.
-
CL-13 Mk.3 - опытный с двигателем "Оренда" Mk.3 тягой 2724 кгс. Отличался
конструкцией фюзеляжа.
-
CL-13 Mk.4 ("Сейбр" Mk.F.4) - с новой системой наддува кабины. Оснащался
двигателем J47-GE-13. Изготовлено 438 самолётов. Большинство из них поставлены
в Великобританию.
-
CL-13A Mk.5 - серийный с двигателем "Оренда" Mk.10 тягой 2885 кгс. Отличался
крылом по типу F-86F-30. Изготовлено 370 самолётов. Поставлялся в ФРГ.
-
CL-13B Mk.6 - с двигателем "Оренда" Mk.14 тягой 3303 кгс. В 1954-1958 годах
изготовлено 655 самолётов. Поставлялся в Колумбию, Пакистан, ФРГ, ЮАР.
-
CL-13C - с форсажной камерой (проект).
-
CL-13D - с ракетным двигателем "Амстронг-Сидлей" (проект).
-
CL-13E - опытный с фюзеляжем, доработанным по правилу площадей. Переоборудован
1 Mk.5.
-
CL-13G - учебный (проект). Отличался двухместной кабиной.
-
CL-13H - всепогодный перехватчик (проект). Отличался бортовой РЛС.
-
CL-13J - с форсажной камерой "Бристоль" (проект).
F-86 "Сейбр" стал одним из самых известных истребителей за всю историю
авиации. Он стал главным инструментом войны
в Корее, а после войны много "Сейбров" служили в десятках стран мира,
являясь основным истребителем многих союзников США. "Сейбр" стал первым
западным боевым самолётом, способным преодалеть скорость звука. 26 апреля
1948 года Дж.Вилч на прототипе XP-86 в пологом пикировании преодалел звуковой
барьер. 16 сентября 1948 года майор Джонсон на четвёртом серийном F-86A
установил официальный мировой рекорд 1073,6 км/ч. 18 ноября 1952 года и
16 июля 1953 года на F-86D были установлены новые мировые рекорды: соответствено
1118 и 1145 км/ч. На канадском "Сейбре" Mk.3 3 июня 1952 года был установлен
женский мировой рекорд сскорости на дистанции 100 км - 1044 км/ч. Кроме
этого был установлен ряд лругих рекордов.
F-86 выпускался на заводах "Норт Америкен" в Инглвуде и Колумбусе. По
лицензии выпускался в Канаде фирмой "Канадэйр лтд.", в Японии фирмой "Мицубиси",
в Италии фирмой ФИАТ, в Австралии фирмой "Коммонвилз эйркрафт корпорейшн".
"Сейбры" канадского производства считались самыми надёжными. F-86 поставлялся
на экспорт в Австралию, Аргентину, Банладеш, Бельгию, Боливию, Великобританию,
Венесуэлу, Голландию, Гондурас, Грецию, Данию, Индонезию, Ирак, Испанию,
Италию, Канаду, Малайю, Норвегию, Пакистан, Перу, Португалию, Саудовскую
Аравию, Таиланд, Тайвань, Тунис, Турцию, Филиппины, Францию, ФРГ, Эфиопию,
ЮАР, Югославию, Южную Корею, Японию.
Первое боевое применение состоялось 17 декабря 1950 года, когда во время
разведывательного вылета в районе реки Ялу подполковник Б.Хинтон на F-86A
сбил китайский МиГ-15. 22 декабря в бою с МиГами
был потерян первый "Сейбр". В июне 1952 года в Корею стали поступать F-86F.
После окончания войны "Сейбры" начали передаваться в ВВС Национальной гвардии
и продаваться союзникам США. В Национальной гвардии они служили до сентября
1970 года. Перехватчики F-86D в 50-х годах составляли основу авиации ПВО
США, пока не были заменены сверхзвуковыми F-102. Снятые с вооружения F-86D
начиная с 1958 года так же продавались за границу. Большинство морских
FJ-2 поступило на вооружение Корпуса морской пехоты.
Австралийские CA-27 применялись в 1959-1960 годах в боях в Малайе. В
1963 году итальянские "Сейбры" Mk.4 применялись в составе сил ООН на территории
Конго. Пакистанские "Сейбры" Mk.6 применялись против Индии в войне 1965
года. "Сейбры" Mk.2 ВВС Гондураса применялись в конфликте с Сальвадором
("Футбольная война") в конце 1969 года. Дольше всего они оставались на
вооружении ВВС Боливии - до 1993 года. В настоящее время несколько самолётов
различных модификаций находятся в экспозициях авиационных музеев США, Канады,
Пакистана, Таиланда и других стан.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
F-86A-5 |
F-86D-40 |
F-86F-30 |
Двигатель |
J47-GE-13 |
J47-GE-33 |
J47-GE-27 |
Взлётная тяга, кгс
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2360
- |
2500
3473 |
2683
- |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,32
11,45
4,5 |
11,32
12,28
4,58 |
11,32
11,45
4,5 |
Площадь крыла, м2 |
26,78 |
26,78 |
26,78 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
4582
6440
- |
6128
8245
9058 |
4945
6900
9300 |
Запас топлива, л |
1649 |
1649 |
1975 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
на высоте 10000 м |
1086
962 |
1109
985 |
1112
958 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
38 |
61 |
47,3 |
Дальность полёта максимальная, км |
1686 |
1230 |
2584 |
Практический потолок, м |
14640 |
15128 |
14640 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
Вооружение |
6x12,7 |
24 ракты |
6x13,7 |
Бомбовая нагрузка, кг |
900 |
- |
900 |
Список использованных источников
- Истребители США. - Ч. 3. - М.: ЦАГИ, 2001. - С. 60-84.