Юнкерс Ju.52


Ju.52/3m
Ju-52/3m из 800 транспортной эскадрильи

Разработка транспортного самолёта Ju.52 началась в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э.Цинделя в 1929 году. Самолёт предназначался для авиакомпании "Юнкерс-Люфтверкер Персиен", входившей в концерн "Юнкерс". Основными требованиями к самолёту были простота, надёжность и дешевизна в эксплуатации. Скорости и потолку придавалось второстепенное значение.

Проект одномоторного самолёта был готов к концу 1929 года. По конструкции новый самолёт был подобен самолёту Юнкерс W-33. Его особенностью была возможность установки 3 двигателей без дорогостоящих конструктивных изменений. Первый прототип был построен к концу сентября 1930 года с одним мотором и в чисто грузовом варианте. В левом борту и верхней части фюзеляжа были расположены грузовые люки, которые должны были облегчать погрузку и разгрузку самолёта. Он впервые поднялся в воздух 13 октября 1930 года. В феврале 1931 года самолёт получил сертификат лётной годности. 17 февраля он был продемонстрован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф.

С декабря 1930 года прототип испытывался в исследовательском центре DVL. В июне 1931 года он прошёл опытную эксплуатацию в авиакомпании "Люфтганза". В ходе проведения испытаний в конструкцию вносились изменения: доработан планёр, усилено крыло, менялись двигатели. Одновременно шла подготовка к серийному производству. Первый серийный Ju.52/3mce (трёхмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года. В 1932 году начались поставки самолёта коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года началось производство военного Ju.52/3mge.

Ju.52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой. Фюзеляж прямоугольного сечения имел ферменную конструкцию. Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное. Механизация крыла состояла из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Внутренние секции работали как посадочные щитки, внешние - как элероны. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом). Предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси. Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW.132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле по небольшим углом к оси самолёта. В пассажирском варианте в салоне устанавливались 17 кресел (в два ряда вдоль бортов лицом вперёд). Военные модификации вооружались 2-3 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17, позже 2 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка до 1500 кг размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолёт и обратно.

Существовали следующие модификации:

Производство Ju.52 продолжалось до конца 1944 года на заводах "Юнкерс" в Дессау и Бернбурге, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, ATG в Лейпциге, "Амио" и SNCASO в Коломбэ, "Бреге" в Виллакублэ, PIRT в Будапеште. Всего выпущено более 4800 самолётов различных модификаций. Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный, кроме испанских фашистов, приобрели только Австрия (4 самолёта), Португалия (10) и Швейцария (3). Во время Второй мировой войны поставлялся союзникам Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии. В середине 30-х годов самолёты Ju.52 составляли две трети бомбардировочной авиации люфтваффе.

Несмотря на довольно архаичную конструкцию, Ju.52 получился довольно надёжным и прочным. Известен случай, когда 16 февраля 1937 года Ju.52/3m выдержал 24 атаки республиканских истребителей И-15 пока был сбит. Ju.52 отличался простотой в управлении и техническом обслуживании. Малая посадочная скорость и надёжное шасси обеспечивали эксплуатацию как с бетонных, так и с грунтовых аэродромов.

В боевых условиях впервые применён в августе 1932 года во время конфликта между Колумбией и Перу. С октября того же года участвовал в боливийско-парагвайской войне (в обоих случаях как транспортный). В июле-октябре 1936 года 19 Ju.52 осуществляли переброску войск франкистов из Марокко в Испанию. В качестве бомбардировщика впервые применён 3 августа. До 1937 года самолёты применялись легионом "Кондор", после чего были переданы франкистам. Начиная с 1937 года Ju.52 в люфтваффе как устаревшие начали переводиться из бомбардировочной авиации в транспортную. 13 марта 1938 года во время аншлюса Австрии на Грац-Тхалерхоф с Ju.52/3mg4e впервые был высажен батальон парашютистов. 9 апреля 1940 года в Норвегии началась крупнейшая во время войны десантная операция "Везерюбунг", в которой принял участие 571 самолёт Ju.52. В мае 1941 года применялся для высадки десанта на Крит. С 1941 года применялся в войне против СССР. Участвовал в снабжении немецких войск в демянском и сталинградском котлах. В дальнейшем использовался в качестве транспортного, десантного, бомбардировщика, буксировщика планёров, минного тральщика, учебного, санитарного, связного на всех фронтах до конца Второй мировой войны.

Гражданские варианты Ju.52 эксплуатировались 30 авиакомпаниями 25 стран. Среди них была советско-германская компания "Дерулюфт", обслуживающая линию Москва-Берлин. "Юнкерсы" покули даже страны с развитым собственным авиастроением (например, Великобритания). Десяток самолётов был закреплен в качестве персональных за высшими руководителями рейха, включая Гитлера. На Ju.52 в конце 30-х годов летал и президент Китая Чан Кайши. После войны варианты Ju.52 выпускались в Испании и Франции. Трофейные самолёты эксплуатировались в СССР до 1950 года (в основном на воздушных линиях в Сибири и Средней Азии). Дольше всего Ju.52 эксплуатировался в Швейцарии - до 1982 года. В настоящее время несколько самолётов сохраняются в лётном состоянии.


Лётно-технические характеристики

Модификация g3e g7e
Двигатели BMW.132A-3 BMW.132T-2
Взлётная мощность, л.с. 3х725 3х830
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

29,3
18,9
5,55
29,3
18,9
5,55
Площадь крыла, м2 110 110
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

5725
9500
10500
6500
10500
11000
Запас топлива, л 1390 2480
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 1500 1500
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская

265
275
245
270
285
250
Дальность полёта максимальная, км 990 1090
Практический потолок, м 5900 5900
Время подъёма на высоту 3000 м, мин. 17,5 17,5
Экипаж, чел. 3 3
Оборонительное вооружение: 3х7,92 1x13
3х7,92

Список использованных источников

  1. Котельников В.Р. Транспортный самолёт Юнкерс Ju.52/3m. // Авиаколлекция. - 2004. - №2.
  2. Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 286-290.
  3. Поплавковые самолёты Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 10. - М.: АВИАМ, 1996. - С. 14-15.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 189-190.
  5. Хвощин В., Каневский А. Идеальный германский трёхмоторник; Транспортный Ю-52 и его модификации Ю-252 и Ю-352. // Крылья Родины. - 2001. - №№ 8, 9.
  6. Nowarra H. Die Ju.52, Flugzeug und Legende. - Stuttgart, 1991.
  7. Stapfer H., Mau H., Punka G. Junkers Ju.52 in action. - Carrolton, 2002.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz