Юнкерс Ju.52
Ju-52/3m из 800 транспортной эскадрильи
Разработка транспортного самолёта Ju.52 началась в КБ
фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э.Цинделя в 1929
году. Самолёт предназначался для авиакомпании "Юнкерс-Люфтверкер Персиен",
входившей в концерн "Юнкерс". Основными требованиями к самолёту были простота,
надёжность и дешевизна в эксплуатации. Скорости и потолку придавалось
второстепенное значение.
Проект одномоторного самолёта был готов к концу 1929 года. По конструкции
новый самолёт был подобен самолёту Юнкерс W-33. Его особенностью была возможность
установки 3 двигателей без дорогостоящих конструктивных изменений. Первый
прототип был построен к концу сентября 1930 года с одним мотором и в чисто
грузовом варианте. В левом борту и верхней части фюзеляжа были расположены
грузовые люки, которые должны были облегчать погрузку и разгрузку самолёта.
Он впервые поднялся в воздух 13 октября 1930 года. В феврале 1931 года самолёт
получил сертификат лётной годности. 17 февраля он был продемонстрован публике
в берлинском аэропорту Темпельхоф.
С декабря 1930 года прототип испытывался в исследовательском центре DVL.
В июне 1931 года он прошёл опытную эксплуатацию в авиакомпании "Люфтганза".
В ходе проведения испытаний в конструкцию вносились изменения: доработан
планёр, усилено крыло, менялись двигатели. Одновременно шла подготовка к
серийному производству. Первый серийный Ju.52/3mce (трёхмоторный) впервые
поднялся в небо в апреле 1931 года. В 1932 году начались поставки самолёта
коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года началось производство военного
Ju.52/3mge.
Ju.52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан
с несущей гофрированной обшивкой. Фюзеляж прямоугольного сечения имел
ферменную конструкцию. Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное.
Механизация крыла состояла из закрылков, расположенных под задней кромкой
по всему размаху крыла. Внутренние секции работали как посадочные щитки,
внешние - как элероны. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся,
трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом). Предусмотрена возможность
установки поплавкового или лыжного шасси. Силовая установка состояла из 3
поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения
BMW.132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива
размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели
устанавливались на крыле по небольшим углом к оси самолёта. В пассажирском
варианте в салоне устанавливались 17 кресел (в два ряда вдоль бортов лицом
вперёд). Военные модификации вооружались 2-3 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17,
позже 2 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка до
1500 кг размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться
в транспортный самолёт и обратно.
Существовали следующие модификации:
-
Ju.52ba - первый прототип. Оснащался V-образным 12-цилиндровым двигателем
жидкостного охлаждения Jumo-L88a мощностью 800 л.с. Первый полёт 13 октября
1930 года.
-
Ju.52bе - с двигателем BMW VIIaU мощностью 685 л.с. и двухлопастным
деревянным винтом (позже заменён на четырёхлопастный). Переоборудован из
первого прототипа в начале 1931 года.
-
Ju.52/1m - однодвигательный. В 1931-1935 годах изготовлено 6 самолётов.
-
Ju.52bi - с двухрядным звездообразным двигателем Астранг-Сиддли "Леопард"
мощностью 800 л.с. Отличался поплавковым шасси, увеличенным рулём направления,
усиленным крылом.
-
Ju.52сai - пассажирский. Отличался двигателем BMW XIaU мощностью 800 л.с.,
салоном на 15 мест.
-
Ju.52сao - c двигателем Роллс-Ройс "Баззард" мощностью 825 л.с. В 1936 году
переоборудован канадский Ju.52ce.
-
Ju.52ce - с двигателем BMW VIIaU и усиленным крылом. Изготовлено 4 самолёта
(один из них на поплавках). 1 самолёт поставлен в Канаду.
-
Ju.52/3mba - самолёт президента FAI Бибеску. Отличался центральным двигателем
Испано-Сюиза 12Nb (650 л.с.) с трёхлопастным винтом и боковыми 12Mb (525 л.с.)
с двухлопастными винтами, большими коками винтов, водяными и масляными радиаторами
увеличенной площади под крылом, хвостовым колесом. Изготовлен в 1932 году.
-
Ju.52/3mce - прототип трёхдвигательного. Отличался двигателями Прэтт-Уитни
"Хорнет" мощностью 600 л.с. с двухлопастными деревянными винтами, увеличенным
размахом крыла, отсутствием капотов. Первый полёт 7 марта 1932 года.
-
Ju.52/3mce - серийный пассажирский. Отличался двигателями BMW "Хорнет" мощностью
525 л.с., остеклением кабины пилотов, отсутствием грузовых люков. Часть самолётов
оснащалась "кольцами Тауненда". В 1932-1933 годах изготовлено 12 самолётов.
Поставлялся в Колумбию (3 самолёта), Боливию (1), Швецию (1 поплавковый).
-
Ju.52/3mсi "Сампо" - экспортный для Финляндии. Отличался двигателями Прэтт-Уитни
"Хорнет" T2D-1 (позже BMW.132Z-3), отсутствием капотов, трехёлопастным винтом
центрального двигателя и двухлопастными боковых, отдельной дверью кабины экипажа,
хвостовым колесом, радиопеленгатором. В комплект входили и поплавки. Изготовлен
летом 1932 года.
-
Ju.52/3mde - экспортный для Боливии. Отличался "кольцами Тауненда", прямоугольными
окнами, отсутсвием грузовых люков. Летом 1932 года изготовлено 2 самолёта.
-
Ju.52/3mfe - модернизированный. Отличался двигателями BMW "Хорнет" A-2, закрытыми
капотами типа NASA, выхлопными коллекторами, конструкцией остекления пилотской
кабины, обтекателями на колёсах шасси, пассажирским салоном на 17 мест, отсутствием
разъёма фюзеляжа за пассажирской кабиной. В 1933-1934 годах изготовлено 15 самолётов.
- Ju.52/3mf1e - летающая лаборатория института DVS. Переоборудован 1 самолёт.
-
Ju.52/3mge - пассажирский. Отличался двигателями BMW.132A-1 мощностью 660 л.с.
(на самолётах ранних выпусков устанавливался "Хорнет" A-2), усиленным планёром,
хвостовым колесом. Выпускался в 1933-1934 годах. Поставлялся в Бразилию, Норвегию,
Уругвай, Финляндию, ЮАС.
-
Ju.52/3mg1e - с двигателями BMW.132E.
-
Ju.52/3mg2e - с двигателями BMW.132A-3 мощностью 725 л.с.
-
Ju.52/3mSa3 - учебный. Выпущена небольшая серия.
-
Ju.52/3mg3e - вспомогательный бомбардировщик. Отличался бомбосбрасывателями,
оборонительным вооружением из 2 пулемётов MG-15 в верхней и нижней огневых
точках, улучшенным радиооборудованием, протектированными топливными баками.
Оснащался двигателями BMW.132A-3. Выпускался в 1934-1935 годах. После 1937
года все самолёты переоборудованы в траспортные (несколько из них - в штабные).
-
Ju.52/3mg4e - доработаннный. Отличался усиленным шасси, грузовыми люками в
потолке и правом борту, составом оборудования, отсутствием нижней турели и
передней двери. Хвостовой костыль заменён колесом. Выпускался в 1935-1939
годах. Переоборудована часть 3mg3e. Поставлялся в Швейцарию.
-
Ju.52/3mg4e(Trop) (Ju.52/3mg9e) - тропический. Отличался противопыльными
фильтрами и улучшенной вентиляцией кабины, усиленным шасси, устройством
для буксировки планёров. В 1942-1943 годах переоборудована часть самолётов.
-
Ju.52/3mg4e/Wa - самолёт сопровождения. Отличался экранированной турелью с
20-мм пушкой MG.151, 2 пулемётами MG-15 в бортах. В 1941 году на заводе
"Везер" переоборудовано 12 самолётов.
-
Ju.52/3mg5e - военно-транспортный. Отличался двигателями BMW.132T-2 мощностью
830 л.с., антиобледенительной системой, новым радиооборудованием, верхней
огневой точной с пулемётм MG-15, гнёздами для пулемётов в бортах, отсутствием
бомбардировочного оборудования и обтекателей шасси. Выпускался в 1939-1941
годах.
-
Ju.52/3mg5e(See) (Ju.52/3mg5eW) - поплавковый. Оснащался поплавками
"Юнкерс" (водоизмещением 9,5 т) или "Хейкель" (11 т). У входной двери
устанавливалась лестница, вдоль фюзеляжа под окнами - поручни.
-
Ju.52/3mg6e - транспортный с упрощённым радиооборудованием. Отличался
отсутствием креплений для поплавков. Выпускался в 1939-1941 годах.
-
Ju.52/3mg7e - доработанный. Отличался увеличенным грузовым люком в правом
борту, 3 окнами по правому борту, прямой трубкой ПВД, наличием автопилота
Сименс K40, отсутствием люка в потолке. Часть самолётов оснащалась передней
стрелковой установкой. Выпускался в 1941-1942 годах.
-
Ju.52/3mg8e - с дополнительным люком в полу кабины. Самолёты последних
серий оснащались двигателями BMW.132Z мощностью 850 л.с. Верхний пулемёт
MG-15 заменён на MG.131. Часть самолётов оснащалась передней стрелковой
установкой. Выпускался в 1941-1942 годах.
-
Ju.52/3mg8e(F) - десантный.
-
Ju.52/3mg8e(H) - учебный ("летающий класс").
-
Ju.52/3mg8e(K) - транспортный для перевозки контейнеров.
-
Ju.52/3mg8e(N) - многоцелевой грузовой.
-
Ju.52/3mg8e(R) - военный пассажирский ("рейсовый").
-
Ju.52/3mg8e(S) - санитарный.
-
Ju.52/3mg8e(St) - специальный транспортный для переброски наземного
персонала ВВС, запчастей и оборудования.
-
Ju.52/3mg10e - с грузовым люком по типу 3mg5e. Отличался конструкцией
верхней створки грузового люка, 5 окнами в правом борту, отсутствием
антиобледенительной системы. Выпускался в 1942-1943 годах.
-
Ju.52/3mg11e - вариант 3mg10e с антиобледенительной системой. Выпускался
в 1942-1943 годах.
-
Ju.52/3mg12e - с бронезашитой экипажа. Отличался двигателями BMW.132L
мощностью 800 л.с. В 1942 году изготовлена небольшая партия.
-
Ju.52/3mg14e - доработанный. Отличался всасывающими патрубками карбюратора
под двигателями, вытянутыми назад выхлопными патрубками, подкосамо шасси
по типу 3mg3e. Оборонительное вооружение состояло и пулемёта MG-131 в верхней
турели и 2 MG-15 по бортам. Некоторые самолёты оснащались радиополукомпасом.
Выпускался с ноября 1943 по январь 1944 года.
-
Ju.52/3mho - с дизелями Jumo.205 мощностью 550 л.с. Для "Люфтганзы" в 1934
году изготовлено 2 самолёта.
-
Ju.52/3mlu - с двигателями Пьяджо "Стелла" X мощностью 700 л.с. (позже
заменены на Альфа-Ромео 126RC.34 мощностью 800 л.с.). В 1934 году изготовлен
1 самолёт для Италии.
-
Ju.52/3m(MS) - минный тральщик. Половина самолётов оборудовалась большим
дюралевым кольцом, установленным на подкосах под крылом и фюзеляжем, с
обмоткой, по которой пропускался ток в 300 А. Другая оснащались контейнерами
KK-Gerat с 30 небольшими зарядами для траления акустических мин. Оборонительное
вооружение состояло из 3 пулемётов MG-17 (позже 1 пушки MG-151 и 2 пулемётов
MG-131). В 1940-1942 годах переобрудовано несколько десятков самолётов
различных модификаций.
-
Ju.52/3mnai - с двигателями Прэтт-Уитни "Уосп" S3H1-G мощностью 550 л.с.
Отличался составом оборудования. В 1934 году изготовлено 3 самолёта. Поставлялся
в Швецию и Великобританию.
-
Ju.52/3mreo - для работы в условиях высокогорья. Отличался двигателями
BMW.132Da (BMW.132De) с цилиндрическими капотами. Поставлялся в Перу и
Эквадор.
-
Ju.52/3mte - пассажирский с двигателями BMW.132G (BMW.132L). Выпускался в
начале 40-х годов.
-
Ju.52/3ml2 - экспортный для Финляндии.
-
Ju.52/3mZ - пассажирский с салоном "люкс". Отличался двигателями BMW.132Z-3.
Выпущена небольшая серия для "Люфтганзы".
-
AAC-1 "Тукан" - французский вариант 3mg14e. Отличался колёсами от C-47,
радиооборудованием, отсутствием вооружения. Часть самолётов оснащалась грузовой
дверью с вертикальными створками. На самолётах поздних серий устанавливался
триммер руля направления. Выпускался с конца 1944 года фирмой "Ателье эронавтик
де Коломбэ" (бывшей "Амио"). Изготовлено 415 самолётов и переоборудовано ещё
28 трофейных Ju.52. Поставлялся в Португалию, Чехословакию, Югославию.
-
C-79 - вариант Ju.52/3m в ВВС США. Отличался двигателями R-1690-23 мощностью
525 л.с., капотами от DC-2. В сентябре 1941 года реквизирован у эквадорской
компании "Синдикато Кондор". В 1943 году продан Коста-Рике, в 1948 - перепродан
Никарагуа.
-
CASA-352 (T.2B) - испанский вариант 3mg7e. Отличался советскими двигателями
М-25А. Выпускался с июня 1945 года. Изготовлено 106 самолётов.
-
CASA-352L - с двигателями ENMASA-B3. Отличался верхним расположением
воздухозаборников карбюраторов, удлинёнными выхлопными патрубками, наличием
радиокомпаса с антенной в каплевидном обтекателе. Изготовлено 62 самолёта.
-
CASA-352LA-1 - грузовой и десантный.
-
CASA-352LA-3 - пассажирский.
-
CASA-352LC - учебный.
Производство Ju.52 продолжалось до конца 1944 года на заводах "Юнкерс" в
Дессау и Бернбурге, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, ATG в Лейпциге, "Амио" и
SNCASO в Коломбэ, "Бреге" в Виллакублэ, PIRT в Будапеште. Всего выпущено более
4800 самолётов различных модификаций. Гражданский вариант широко поставлялся
на экспорт, а военный, кроме испанских фашистов, приобрели только Австрия (4
самолёта), Португалия (10) и Швейцария (3). Во время Второй мировой войны
поставлялся союзникам Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии. В середине 30-х
годов самолёты Ju.52 составляли две трети бомбардировочной авиации люфтваффе.
Несмотря на довольно архаичную конструкцию, Ju.52 получился довольно
надёжным и прочным. Известен случай, когда 16 февраля 1937 года Ju.52/3m
выдержал 24 атаки республиканских истребителей И-15
пока был сбит. Ju.52 отличался простотой в управлении и техническом обслуживании.
Малая посадочная скорость и надёжное шасси обеспечивали эксплуатацию как с
бетонных, так и с грунтовых аэродромов.
В боевых условиях впервые применён в августе 1932 года во время конфликта
между Колумбией и Перу. С октября того же года участвовал в боливийско-парагвайской
войне (в обоих случаях как транспортный). В июле-октябре 1936 года 19 Ju.52
осуществляли переброску войск франкистов из Марокко в Испанию.
В качестве бомбардировщика впервые применён 3 августа. До 1937 года самолёты
применялись легионом "Кондор", после чего были переданы франкистам. Начиная
с 1937 года Ju.52 в люфтваффе как устаревшие начали переводиться из бомбардировочной
авиации в транспортную. 13 марта 1938 года во время аншлюса Австрии на Грац-Тхалерхоф
с Ju.52/3mg4e впервые был высажен батальон парашютистов. 9 апреля 1940 года
в Норвегии началась крупнейшая во время войны десантная операция "Везерюбунг",
в которой принял участие 571 самолёт Ju.52. В мае 1941 года применялся для
высадки десанта на Крит. С 1941 года применялся в войне против СССР. Участвовал
в снабжении немецких войск в демянском и сталинградском котлах. В дальнейшем
использовался в качестве транспортного, десантного, бомбардировщика, буксировщика
планёров, минного тральщика, учебного, санитарного, связного на всех фронтах
до конца Второй мировой войны.
Гражданские варианты Ju.52 эксплуатировались 30 авиакомпаниями 25 стран.
Среди них была советско-германская компания "Дерулюфт", обслуживающая линию
Москва-Берлин. "Юнкерсы" покули даже страны с развитым собственным авиастроением
(например, Великобритания). Десяток самолётов был закреплен в качестве персональных
за высшими руководителями рейха, включая Гитлера. На Ju.52 в конце 30-х годов
летал и президент Китая Чан Кайши. После войны варианты Ju.52 выпускались в
Испании и Франции. Трофейные самолёты эксплуатировались в СССР до 1950 года
(в основном на воздушных линиях в Сибири и Средней Азии). Дольше всего Ju.52
эксплуатировался в Швейцарии - до 1982 года. В настоящее время несколько самолётов
сохраняются в лётном состоянии.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
g3e |
g7e |
Двигатели |
BMW.132A-3 |
BMW.132T-2 |
Взлётная мощность, л.с. |
3х725 |
3х830 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
29,3
18,9
5,55 |
29,3
18,9
5,55 |
Площадь крыла, м2 |
110 |
110 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
5725
9500
10500 |
6500
10500
11000 |
Запас топлива, л |
1390 |
2480 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
1500 |
1500 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская |
265
275
245 |
270
285
250 |
Дальность полёта максимальная, км |
990 |
1090 |
Практический потолок, м |
5900 |
5900 |
Время подъёма на высоту 3000 м, мин. |
17,5 |
17,5 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
Оборонительное вооружение: |
3х7,92 |
1x13
3х7,92 |
Список использованных источников
- Котельников В.Р. Транспортный самолёт Юнкерс Ju.52/3m. // Авиаколлекция. - 2004. - №2.
- Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 286-290.
- Поплавковые самолёты Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 10. - М.: АВИАМ, 1996. - С. 14-15.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 189-190.
- Хвощин В., Каневский А. Идеальный германский трёхмоторник; Транспортный Ю-52 и его модификации Ю-252 и Ю-352. // Крылья Родины. - 2001. - №№ 8, 9.
- Nowarra H. Die Ju.52, Flugzeug und Legende. - Stuttgart, 1991.
- Stapfer H., Mau H., Punka G. Junkers Ju.52 in action. - Carrolton, 2002.