В конце октября 1938 года фирмам "Мессершмитт А.Г." и "Арадо" была поставлена задача создания нового тяжёлого двухмоторного истребителя ("охотника") для замены Me.110. Разработку истребителя, получившего обозначение Me.210, возглавил В.Мессершмитт. Он должен был обладать большей скоростью и дальностью, обладать возможностью бомбометания и иметь более мощное оборонительное вооружение (особенно в нижней полусфере). Силовую установку было решено оставить прежней. Из-за бомбоотсека объём фюзеляжа был увеличен. Увеличение запаса топлива привело к необходимости усиления конструкции и соответственно массы. Для улучшения обзора кабина экипажа была сдвинута вперёд, а фонарь выполнен шире фюзеляжа. Вместо штампованных моторам было решено применить сварные.
Самолёт был нужен уже через год, поэтому работы велись в спешке. Решение о серийном проиводстве было принято ещё до начала испытаний. Для улучшения управляемости требовалось удлиннить фюзеляж, но тогда было бы невозможно использовать имеющуюся оснастку. В.Мессершмитт решил отказаться от удлинения фюзеляжа, а заодно и от предкрылков. Против этого выступил начальник проектного отдела Р.Люссер, но был за это уволен.
К осени 1939 года был готов первый прототип Me.210V-1. 2 сентября лётчик-испытатель Г.Вурстер впервые поднял его в небо. Затем к испытаниям подключились другие прототипы. Испытания показали неустойчивость самолёта по всем осям. Чтобы как-то компенсировать это было решено установить однокилевое оперение большой площади, но проблему это не решило. Кроме того, было выявлено множество мелких недоработок, устранение которых отвлекало внимание от главной проблемы. Под нажимом Технического департамента рейхминистерства авиации в мае 1941 года было начато серийное производство. Войсковые испытания начались осенью и сопровождались постоянными авариями. Самолёт оказался неудачным, но решение по ряду причин о прекращении производства было принято только 14 апреля 1942 года. К этому времени успели выпустить около 200 самолётов и ещё 370 остались недостроенными. Убытки фирмы составили 30 миллионов рехсмарок.
Новый глава Технического департамента Мильх добился смещения Мессершмитта с поста председателя правления и управляющего директора компании. Теперь торопиться было некуда и Мессершмитт приступил к исправлению недостатков самолёта. Было решено удлиннить хвостовую часть фюзеляжа на 0,9 м и установить предкрылки. 14 марта 1942 года в воздух поднялся доработанный прототип Me.210V17. Первые же испытания показали улучшение управляемости и штопорных характеристик. Было решено доработать оставшиеся на стапелях самолёты по образцу Me.210V17. В августе первые из них начали поступать в войска.
Тем временем на основе Me.210V17 и с максимальным использованием уже изготовленной оснастки началась разработка двух новых модификаций. Так как обозначение 210 было скомпрометировано, новые самолёты получили индексы 310 и 410. Высотный Me.310 так и остался на бумаге, а Me.410 было решено запустить в производство. От Me.210V17 он отличался новыми двигателями DB.603, крылом с уменьшенной стреловидностью передней кромки, доработанными радиаторами и изменённой формой закрылков. Близость конструкции к Me.210 позволила уже через 9 месяцев подготовить первый прототип (переделан из Me.210A-0). В испытаниях, начавшихся осенью 1943 года, приняли участие более 20 прототипов. Серийное производство началось в январе 1943 года на заводе в Аугсбурге. В декабре к производству присоединилась фирма "Дорнье".
Мессершмитт Me.410 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с работающей обшивкой. Крыло однолонжеронное, прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающеесы, трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убирались назад с поворотом на 90°. Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных двигателей водяного охлаждения DB.603 с трёхлопастными воздушными винтами переменного шага. Запас топлива размещался в 6 крыльевых протектированных баках. Кабина экипажа была закрыта общим фонарём и располагалась в носовой части фюзеляжа. Пилот и стрелок-радист сидели спиной друг к другу. Их места имели броневую защиту. Вооружение состояло из 2 7,92-мм пулемётов MG-17, 2 20-мм пушек MG-151, 2 дистанционно управляемых установок FDL-131 с 13-мм пулемётами MG-131. Бомбы до 1000 кг размещадись в бомбоотсеке под кабиной экипажа.
Существовали следующие модификации:
Производство Me.410 на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Регенсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Дорнье верке" во Фридрихсхафене продолжалось до сентября 1944 года. Me.210 выпускался по лицензии в Венгрии фирмой "Дюна репулогенгиар" (Будапешт) до декабря 1944 года. Всего изготовлено 1696 Me.210 и Me.410. Принят на вооружение Венгрии в апреле 1943 года.
Впервые в боевых условиях Me.410 применён в сентябре 1943 года во время налётов на Великобританию. В мае 1944 года использовался в боях во Франции. С апреля 1944 года использовался и ночью. Венгерские Me.210 появились на советско-германском фронте в начале 1944 года.
На Me.410 таран совершил Мартин В.
Модификация | ||
---|---|---|
Двигатели | DB.603A | |
Взлётная мощность, л.с. | 2х1850 | 2х1900 |
Габариты, м:
размах крыла
|
16,35
12,50 4,30 |
16,38
12,48 4,28 |
Площадь крыла, м2 | 36,20 | 36,43 |
Масса, кг:
пустого
|
-
9660 |
-
10410 |
Запас топлива, кг | 1850 | 1850 |
Скорость максимальная, км/ч:
на высоте 6700 м
|
620
505 |
600
506 |
Дальность полёта максимальная, км | 1600 | 1600 |
Практический потолок, м | 10370 | 9500 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Вооружение: | 2x13,2
2x7,92 |
3x13,2 |