Мессершмитт Bf.110


Bf.110C
Bf.110C

Разработка стратегического двухдвигательного истребителя началась на фирме "Байерише флюгцойверке" (БФВ, позже "Мессершитт А.Г.") под руководством В.Мессершмитта в 1934 году. Согласно программы перевооружения люфтваффе, принятой министерством авиации Германии, такой самолёт ("вооружённый самолёт тип III") предназначался для сопровождения бомбардировщиков, перехвата самолётов противника, разведки, нанесения бомбовых и штурмовых ударов по наземным войскам. Концепция многоцелевого самолёта настолько захватила воображении Геринга, что для проектирования он определил самые сжатые сроки. Задание на проективание было выдано нескольким фирмам. Параллельно шла разработка двигателей.

После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены три фирмы: "Фокке-Вульф", "Хеншель" и БФВ. В 1935 году было построено три прототипа Bf.110. Из-за дефицита двигателей DB.600 первые два прототипа оснащались двигателями Jumo.210. Прототип Bf.110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года (лётчик-испытатель Р.Опиц). В июле, когда испытания были ещё в самом разгаре, началась подготовка к серийному производству. 24 декабря состоялся первый полёт Bf.110V3 с двигателями DB.600.

В январе 1937 года в испытательном центре в Рехлине прошли сравнительные испытания FW.57, Hs.124 и Bf.110, по результатам которых последний был принят на вооружение. В 1938 году в люфтваффе началось формирование тяжёлых истребительных групп.

Мессершмитт Bf.110 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж овального сечения имел цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой. Прямое крыло состояло из двух секций. Механизация крыла состояла из автоматического предкрылка типа "Хейндли Пейдж", щелевого закрылка и элерона. Оперение представляло собой свободнонесущий стабилизатор с концевыми шайбами. Шасси убирающееся (при этом колёса частично выступали наружу), трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых двигателей жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива DB.601 фирмы "Даймлер-Бенц" (на ранних модификациях Jumo.210 фирмы "Юнкерс") с трёхлопастными винтами изменяемого шага. Экипаж из 2-3 человек размещался в общей кабине, закрытой длинным, полностью застеклённым фонарём. Состав вооружения на разных модификациях был различным.

Существовали следующие модификации:

Производство Bf.110 на фирмах "Мессершмитт А.Г." и "Фокке-Вульф" продолжалось до 1941 года. На фирмах МИАГ и "Гота" производство самолёта было остановлено соответственно в октябре и декабре 1941 года. Ожидалось, что его заменит Me-210, но тот оказался неудачным и в феврале производство было возобновлено и продолжалось до марта 1945 года. В общей сложности изготовлено 6050 самолётов.

Самолёт впервые применены во время вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 года. Самолёт широко использовался при агресси против Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии. Если в начальный период II Мировой войны он успешно справлялся с истребителями противника (более слабыми), то встреча с английскими "Спитфайрами" во время "битвы за Англию" показала, что он не может вести на равных маневренный бой с более лёгкими одномоторными истребителями. С этого момента самолёт всё больше стал использоваться для ударов по наземным целям и как разведчик. С началом ночных налётов английской авиации на промышленные объекты Германии Bf.110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя. Применялись Bf.110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке в мае 1941 года. Именно на Bf.110 10 мая 1941 года перелетел в Великобританию Рудольф Гесс. Кроме люфтваффе самолёты Bf.110 поставлялись союзникам Германии: Италии, Румынии и Венгрии.

На советско-германском фронте эти самолёты применялись мало. В основном они использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке же воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. Если завязывался маневренный бой, то Bf.110 проигрывал даже истребителям устаревших типов (известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом советский лётчик на И-15 сбил сразу 3 Bf.110). По мере появления на фронте большого количества Як-1 и ЛаГГ-3 потери Bf.110 существенно увеличились и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf.109. Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf.110 были отозваны с Восточного фронта в состав воздушного командования "Рейх" (ПВО Германии). К концу войны самолёт стал основным немецким ночным истребителем.

В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники в СССР было поставлено 5 самолётов Bf.110C, которые прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Один из них начале 1941 года эксплуатировался в в 158 иап ПВО. После начала войны была сформирована специальная эскадрилья для тайных операций под командованием майора В.И.Хомякова, оснащённая немецкой техникой. В составе этой эскадрильи было 3 Bf.110C. В 1942 года один трофейный Bf.110D использовался для дальней разведки в 750 полку АДД (пока его не сбили свои же зенитчики).


Лётно-технические характеристики

Модификация Bf.110B-1 Bf.110C Bf.110F-2 Bf.110G-2
Двигатели Jumo.210Ga DB.601A DB.601F DB.605B
Мощность, л.с.:

взлётная
на чрезвычайном режиме
на боевой режиме
номинальная

2х700
-
2х675
-
2х990
2х1020
2х960
2х860
2х1350
2х1320
2х1200
2х840
2х1475
2х1365
2х1250
2х1000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

16,9
12,8
-
16,3
12,1
-
16,3
12,1
-
16,3
12,1
-
Площадь крыла, м2 39,3 38,5 38,5 38,5
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
5650
-
5200
6750
8900
5600
7100
9300
5700
7300
9300
Запас топлива, кг:

во внутренних баках
в подвесных баках

940
-
940
2х665
940
2х665
940
2х665
Скорость максимальная, км/ч:

на чрезвычайном режиме
на боевом режиме

-
455
-
510
570
550
595
575
Дальность полёта максимальная, км 1700 1300 1200 1000
Практический потолок, м 8000 10000 10900 11000
Максимальный радиус действия, км - 500 500 -
Экипаж, чел. 2-3 2-3 2-3 2-3
Вооружение: 2MG-FF
4MG-17
1MG-15
2MG-FF
4MG-17
1MG-15
2MG-FF
4MG-17
1MG-15
2MG-151
4MG-17
1MG-81
Бомбовая нагрузка, кг - 1500 1500 -

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 26-27.
  2. Котельников В.Р., Фирсов А. Мессершмитт Bf.110 // "Авиация и космонавтика". - 1998. - №5-6. - С. 20-60.
  3. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 226-228.
  4. Фирсов А.А. Bf.110, Me-410: Тяжёлые истребители люфтваффе. - М.: АСТ, "Астрель", 2002.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz