ЛаГГ-3


ЛаГГ-3
ЛаГГ-3

Появление в Испании нового немецкого истребителя Мессершмитт Bf.109 выявило отставание советской истребительной авиации. За разработку новых истребителей взялись сразу несколько конструкторских коллективов. Работники самолётного отдела Наркомата оборонной промышленности В.П.Горбунов и С.А.Лавочкин в инициативном порядке в начале 1939 года приступили к разработке своего проекта. Позже к ним присоединился М.И.Гудков. Первоначально работы по истребителю И-22 велись на Кунцевском заводе авиационных винтов и лыж. Конструкторская группа была расширена за счёт специалистов расформированного КБ А.В.Сильванского. В мае 1939 года новое КБ было официально оформлено и ему был передан завод №301 в Химках. Руководителем КБ был назначен Горбунов (хотя все вопросы по проектированию решал Лавочкин). Проектируемый самолёт получил новое обозначение - И-301 (по номеру завода). 29 августа вышло постановление СНК СССР №243 о постройке 2 прототипов истребителя с моторами М-105ТК и М-106П.

Первый прототип был готов к весне 1940 года. 28 марта лётчик-испытатель А.И.Никашин впервые поднял его в небо. 1 мая самолёт принимал участие в воздушном параде над Красной площадью. Летом 1940 года были проведены государственные испытания И-301 в НИИ ВВС (лётчики-испытатели П.М.Стефановский и С.П.Супрун). По результатам испытаний самолёт был доработан и рекомендован в серию под обозначением ЛаГГ-1. В конце года Лавочкин, Горбунов и Гудков были удостоены Сталинской премии 1 степени.

После внесения ряда доработок в конструкцию в начале 1941 года началось производство истребителя под обозначением ЛаГГ-3 на авиазаводах №21 в Горьком (головной), №31 в Таганроге, №23 в Ленинграде и №153 в Новосибирске. Первый серийный ЛаГГ-3 впервые поднялся в небо 23 января 1941 года. Принят на вооружение в марте 1941 года. До начала войны успели выпустить 322 самолёта. В первую очередь ими оснащались полки на Дальнем Востоке.

ЛаГГ-3 представлял собой свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой. Конструкция планёра цельнодеревянная (применялись сосна, липа и ясень). Все детали соединялись клеем ВИАМ Б-3 без использования гвоздей или шурупов. Наиболее ответственные детали изготавливались из дельта-древесины (получалась путём горячего прессования берёзового шпона, пропитанного спиртовым раствором фенолформальдегидной смолы). Обшивка выполнялась из берёзового шпона и оклеевалась снаружи тканью. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Предусмотрена установка лыжного шасси в зимний период. Силовая установка состояла из V-образного 12-цилиндрового поршневого двигателя водяного охлаждения М-105П (М-105ПА, М-105ПФ) с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П. Моторама сваривалась из стальных труб. Топливо ращзмещалось в 5 протектированных баках: 3 в центроплане и 2 в консолях крыла. Состав вооружения у самолётов различных серий был различным: устанавливались в различных сочетаниях пушки МП-6 (на прототипе), ШВАК, ВЯ-23, Ш-37, НС-37, пулемёты БК, БС, ШКАС. Под крылом могли подвешиваться 6 реактивных снарядов РС-82 и 2 бомбы по 50 кг. В полевых условиях иногда под крылои устанавливали 2 дополнительных пулемёта БС в гондолах.

Существовали следующие модификации:

Деревянная конструкция ЛаГГ-3 позволила в трудный начальный период войны, в условиях эвакуации не только не снизить производство истребителей, но и неклонно его увеличивать. Самолёт имел большую дальность полёта, мощное вооружение и высокую живучесть, но был сложен в пилотировании, обладал недостаточной устойчивостью. Скорость серийных самолётов была значительно ниже, чем у прототипа. Для молодых лётчиков ЛаГГ-3 был сложен с освоении, из-за чего даже появилась рашифровка названия "лакированный гарантированный гроб". Но в опытных руках он становился  грозным оружием. Например, лётчик 178 иап Герой Советского Союза Г.А.Григорьев под Москвой в 30 воздушных боях одержал на нём 17 побед. На ЛаГГ-3 начинали воевать будущие дважды Герои П.Я.Головачёв, В.А.Зайцев, С.Д.Луганский, В.И.Попков, Н.М.Скоморохов. В 1942 году по рекомендации ЦАГИ были предприняты меры по улучшению всего комплекса лётно-технических данных ЛаГГ-3. В результате к началу 1943 года серийные самолёты стали равноценны истребителю Як-1.

Всего на 4 заводах было изготовлено 6528 самолётов 66 серий. Из них завод №21 выпустил 3583 самолётов, завод №23 - 65 , завод №31 - 2550, завод №153 - 330. В процессе производства ЛаГГ-3 постоянно дорабатывался. В июне 1942 года на конвейере завода №21 его сменил более совершенный истребитель Ла-5 со звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-82 (первое время оба самолёта выпускались параллельно). Завод №153 в том же году перешёл на выпуск более технологичного Як-7. Дольше всего производство ЛаГГ-3 продолжалось на эвакуированном в Тбилиси заводе №31 - до середины 1944 года, когда его сменил Як-3.

В боевых условиях впервые применён осенью 1941 года под Ленинградом и Москвой, когда стало ясно, что Япония в войну вступать не собирается и все имеющиеся ЛаГГ-3 были переброшены на советско-германский фронт. Впоследствии применялся на всех фронтах до конца войны. В августе 1945 года принимал участие в войне с Японией. 3 самолёта, зпхваченные финами, эксплуатировались в ВВС Финляндии до января 1945 года.

На ЛаГГ-3 совершили тараны: Александрович Я.А., Бабайлов П.К., Бикмухаметов И.Ш., Борисов М.А., Войтаник Т.А., Гаранин В.И., Ермолин А., Калинин В.А., Лавренко И., Лесконоженко Н.Г., Луганский С.Д., Мещеряков И.И., Мильвит И.П. Мишустин В.И., Мухин С.С., Новиков К.А., Проворихин В.Б., Пушков С.А., Серебряков Е.Г., Силантьев В.В., Троицкий Г.А., Усков В.М., Харченко С.И., Чиликов Г.Н., Шиманчик Л.Л., Эмиров В.А.


Лётно-технические характеристики

Модификация сер. 1 сер. 66
Двигатель М-105П М-105ПФ
Мощность, л.с. 1100 1210
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,80
8,81
3,06
9,80
8,81
3,06
Площадь крыла, м2 17,62 17,62
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2968
3346
2700
2990
Запас топлива, л. 452 392
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте
посадочная

498
575
143
542
591
140
Практический потолок, м 9500 9600
Время набора высоты 5000 м, мин. 6,8 5,6
Дальность полёта максимальная, км 870 650
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение: 3x12,7
2x7,62
1x20
1x12,7

Список использованных источников

  1. Арлазоров М.С. Фронт идёт через КБ. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: "Знание", 1987. - С. 74-101.
  2. Воронин В., Колесников П. Советские истребители Великой Отечественной войны МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5. - М.: ДОСААФ, 1986.
  3. Егерс Е.В. ЛаГГ-3. - Рига: "Торнадо", 1997.
  4. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 52-53.
  5. Истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 / FW.190 // Авиация и космонавтика. - 2000. - №5-6.
  6. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 36.
  7. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 206.
  8. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 215-218.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz