Таран совершил 17 сентября 1942 года в районе города Моздока.
Награждён орденом Красного Знамени.
|
Родился 14 октября 1912 года в городе Мологе ныне Ярославской области. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил начальную школу на станции Беженцы Калининской области, затем семилетку в городе Рыбинске. В 1931 году окончил школу ФЗУ в Мологе. С 1932 года работал токарем на авиационном заводе в Рыбинске. Затем по комсомольской путёвке направен в направлен в город Пошехонье–Володарск на завод, где работал чертёжником, токарем, дизелистом, механиком по холодильным установкам. В 1934 году работал инструктором по физической подготовке города.
В РККА с 1934 года. Служил механиком в Брянской авиационной школе. Обслуживал истребители 38-й авиабригады, а так же самолёты У-2 в аэроклубе, который также окончил. В 1938 году направлен во 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. В.П.Чкалова. Освоил истребители И-5, И-15, И-15бис, И-16. Авиашколу закончил с отличием. Направлен инструктором в Читинское военное авиационное училище. Когда начались военные действий в районе Халхин-Гола вместе с училищем перебазирован в Батайск Ростовской области.
С началом Великой Отечественной войны принимал участие в вылетах по перехвату фашистских самолётов. Когда немцы заняли Ростов-на-Дону, училище было перебазировано в город Евлах Азербаджанской ССР. Обучал курсантов, командовал звеном, затем отрядом.
В 1942 году на базе училища был сформирован 927-й истребительный полк. Освоил истребитель ЛаГГ-3. Выполнял боевые вылеты на штурмовку, сопровождение бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков с аэродромов Сандары, Тбилиси, Ленинокан, Грозный.
Лётчик 927-го истребительного авиационного полка (4-я воздушная армия, Закавказский фронт) капитан Проворихин В.Б. 17 сентября 1942 года в воздушном бою в районе города Моздока, израсходовав все боеприпасы, уничтожил тараном вражеский истребитель Me-109. После тарана попал в госпиталь, где ему был вручён орден Красного Знамени.
Когда 927 иап был расформирован, перешёл в 926 иап. Затем воевал 57-м гвардейском истребительном авиационном полку (329-я истребительная авиационная дивизия). Был командиром звена. Принимал участие в освобождении Керчи, Севастополя и всего Крыма. Затем полк был переброшен под Брянск. Участвовал в боях за освобождение Смоленска, Белоруссии, Восточной Пруссии, штурме Кёнигсберга.
После воевал на территории Польши, освобождал порт Данциг (Гданьск). На аэродроме Габерт подорвался на мине. Из госпиталя снова верулся в полк. Участвовал в штурме Берлина. Всего совершил 290 боевых вылетов, сбил 12 самолётов противника, во время штурмовок уничтожил 4 паровоза с составом, 2 путеразрушителя, 6 катеров и самоходных барж, 12 зенитны хточек, 15 автомобилей.
После войны служил на острове Свинемюнде, затем на аэродроме Быгдощ (Польша). После расформирования 329 иад полк был переброшен в Кёнигсберг, где вошёл в состав 5-й гвардейской дивизии. В 1946 году начал освоение реактивной техники: МиГ-9, Як-17. С 1948 года служил в авиации ПВО. Служил в Калинине, где освоил МиГ-15 и МиГ-17.
В 1950-1951 году находился в правительственной командировке в Китае. Обучал китайских лётчиков на аэродромах Аидун, Мугден, участвовал в боях с американскими самолётами. С 1952 года служил в Клину. После расформирования 151 иад ПВО полковник Проворихин уволен в запас по состоянию здоровья.
Закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. Работал в ней настройщиком клавишных инструментов. Затем работал в музее П.И.Чайковского в Клину. В 1980 году в связи с резким ухудшением здоровья ушёл на пенсию. В 1984 году получил 2 группу инвалидности. Скончался 12 мая 1989 года.
Награждён 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Кавказа", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией", 7 юбилейными и 1 китайской, грамотами Верховго главнокомандующего и командующего 4-й воздушной армией. Имел благодарности от командующего китайской армией Джу Де, командиров дивизий и полков. Освоил 17 типов самолётов (включая иностранные). Общий налёт 2230 часов.