Як-1


Як-1
Як-1 Героя Советского Союза М.Д.Баранова
Як-1
Як-1 старшего лейтенанта П.Ф.Заварухина
Як-1Б
Як-1Б Героя Советского Союза Н.А.Козлова
Як-1Б
Як-1Б дважды Героя Советского Союза С.Д.Луганского

Разработка лёгкого истребителя И-26 (Я-26) началась в ОКБ А.С.Яковлева 9 мая 1939 года под руководством ведущего конструктора К.В.Синельщикова и Главного конструктора завода №115 К.А.Виганта. 23 июля были утверждены тактико-технические требования ВВС к новому истребителю. На самолёте планировалось установить перспективный двигатель жмдкостного охлаждения М-106, но его разработка затянулась и было решено установить М-105П. Так как этот двигатель имел меньшую мощность, Яковлев много внимания при проектировании уделял снижению массы самолёта. Этой цели была подчинена конструкция планёра, состав оборудования, запас топлива. Самолёт имел чистые аэродинамические формы. Все большие массы располагались вблизи центра тяжести.

Строительство первого прототипа И-26-I началось 1 октября на заводе №115 в Москве и было завершено 27 декабря. 30 декабря самолёт был доставлен на Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе. 13 января 1940 года лётчик-испытатель Ю.И.Пионтковский впервые поднял его в небо. По результатам испытаний в конструкцию второго прототипа были внесены изменения. 29 мая 1940 года И-26-II был передан на государственные испытания. Одновременно началась подготовка к серийному производству сразу на трёх заводах: №47 в Ленинграде, №292 в Саратове и №301 в Химках. Предполагалось также производство на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре и на строящемся заводе №130. Первые 11 серийных И-26 в июне 1940 года поступили в 11 иап. 7 ноября самолёт впервые продемонстрирован публике во время воздушного парада над Красной площадью. В декабре самолёт получил обозначение Як-1. Войсковые испытания официально завершились 31 января 1941 года. К 22 июня было выпущено 425 самолётов.

Як-1 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция смешанная. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части и полотняную хвостовой. Неразъёмное крыло было деревянным с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Зимой 1941-42 годов самолёты выпускались с лыжным шасси. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения ВК-105П (ВК-105ПА, ВК-105ПФ) с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П (на первых серийных И-26 ВИШ-22П, на Як-1Б - ВИШ-105). Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках. Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем. На Як-1Б вместо пулемётов ШКАС слева устанавливался один 12,7-мм пулемёт УБС. Под крылом могли устанавливаться направляющие для РС-82 и бомбодержатели.

Существовали следующие модификации:

Во время производства Як-1 постоянно дорабатывался: вносились изменения в конструкцию самолёта, улучшалась его аэродинамика. Немалую помощь в этом оказывали специалисты ЦАГИ, ЛИИ. Но конструкторам КБ постоянно приходилось догонять своих "конкурентов" из фирмы "Мессершмитт AG", разрабатывавших новые модификации истребителя Bf.109. Иногда для облегчения приходилось снимать часть оборудования и вооружения. В конце концов Як-1 сравнялся с Bf.109G по скорости на малых высотах. При этом он превосходил "мессершмитт" в горизонтальной маневренности.

Серийное производство Як-1 продолжалось до июля 1944 года. Всего изготовлено 8670 самолётов всех модификаций. 117 самолётов в 1940-1941 годах построил завод №301 в Химках, остальные - завод №292 в Саратове. Выпуск самолётов на заводе №292 неуклонно рос. Во время Сталинградской битвы почти ежедневно на фронт отправлялся полк Як-1. Применялся на протяжении всей Великой Отечественной войны на всех фронтах, в морской авиации и в ПВО. Кроме советских лётчиков на Як-1 воевали французские лётчики из эскадрильи "Нормандия", польские из 1 иап "Варщава" и других частей.

На Як-1 совершили тараны: Авеков И.А., Агданцев А.Н., Адамович В., Баранов М.Д., Бинов Л.И., Бухтияров И.Н., Бычков В.А., Вазиян В.Д., Васильев Б.А., Гарам М.А., Глазов Н.Е., Гомолко Б.М., Гошко С.С., Гудков Д.В., Гулаев Н.Д., Дема Л.В., Дёмин И., Дымченко П.Л., Заварухин П.Ф., Заикин Н.М., Заморин И.А., Казаков И.Ф., Кобылецкий И.И., Ковзан Б.И., Коковихин А.Ф., Колыхалов К., Коровкин П.П., Королёв П.Е., Кочуев И.Е., Кулагин В.Т., Лукьянов А.Г., Лямин Ю.В., Надеев В.С., Новгородский А.И., Оборин А.В., Осипов М.М., Папков В.В., Пирожков Б.Г., Пискунов И.М., Полуновский В.Ф., Прохоров В.Д., Родионов М.А., Романенко А.С., Рудченко В.П., Свеженцев Ф.К., Симонов А.И., Танов С.Ф., Тарасов А.Л., Тарасов П.Т., Титенков К.Н., Уфимцев А., Ченский В.Н., Черкашин Н., Чумбарёв И.М., Шувалов В.

На Як-1Б совешили тараны: Белкин С.В., Волков С.Т., Коваль Н.П., Козлов Н.А., Кравченко А.И., Мокрый И., Новосёлов К.В., Фёдоров И.В., Фёдоров К.Ф., Холодов И.М.


Лётно-технические характеристики

Модификация Як-1
Двигатель ВК-105ПФ
Взлётная мощность, л.с. 1180
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,0
8,475
2,9
Площадь крыла, м2 17,15
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2350
2850
Запас топлива, л. 408
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

531
592
137
Практический потолок, м 10000
Время набора высоты 5000 м, мин. 5,4
Дальность полёта, км 700
Длина разбега, м

пробега, м

340
560
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 1х20
2х7,62

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 58-59.
  2. Косминков К.Ю. Як-1. Трудное рождение первенца // Авиация и Время. - 1995. - №№ 4, 5.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 33.
  4. Кузнецов С. Первый Як. - М.: "Любимая книга", 1995.
  5. Никольский М. Як-истребитель // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
  6. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 312.
  7. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 193-197.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz