Супермарин "Спитфайр"


''Спитфайр'' Mk.VB
"Спитфайр" Mk.VB

Осенью 1931 года английское министерство авиации выдало техническое задание F.7/30 на новый одноместный дневной и ночной истребитель. Требования были довольно расплывчатыми, что предоставляло широкую свободу творчества конструкторам. В соотвествии с заданием КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла разработала проект истребителя "тип 224", который представлял собой цельнометаллический моноплан с крылом типа "обратная чайка", неубирающимся шасси и двигателем Роллс-Ройс "Госхок". Впервые он поднялся в небо в феврале 1934 года. Испытания показали невысокие лётные данные. Кроме того, выяились серьёзные дефекты в системе охлаждения двигателя.

В июле 1934 года был разработан новый проект - "тип 300". На нём было применено крыло без излома, закрытая кабина, убирающееся шасси. В качестве силовой установки рассматривались двигатели "Госхок" и Нэпир "Даггер". В процессе проектирования крыло становилось тоньше, менялись обводы фюзеляжа. В ноябре было принято решение установить на самолёте новый двигатель - Роллс-Ройс PV.12 (в серии "Мерлин"). Это решение поддержало министерство авиации, выпустив задание F.37/34 и выделив 10000 фунтов на постройку прототипа.

В апреле 1935 года был готов полноразмерный макет. К этому времени вышло задание F.10/35 на истребитель-перехватчик, предусматривающее снижение времени полёта и отсутствие бомбовой нагрузки. Под эти требования и был доработан проект. В июне в Фарнборо провели серию продувок в аэродинамической трубе моделей в масштабе 1:24. В результате была изменена конфигурация стабилизатора. Вместо испарительного охлаждения двигателя было решено применить радиаторы эжекторного типа конструкции Ф.Мередита. Для уменьшения нагрузки на крыло шасси сделали складывающимся при уборке наружу, но при этом колея получилась узкой. Все изменения были внесены в проект к августу, после чего на заводе в Вулстоне началось изготовление прототипа. 18 февраля 1936 года сборка была завершена. 6 марта 1936 года шеф-пилот концерна "Виккерс" (куда входил "Супермарин") Дж.Саммерс впервые поднял его в небо. По результатам заводских испытаний уменьшили роговой компенсатор руля поворота, опустили воздухозаборник карбюратора, усилили капот. Самолёт получил собственное имя "Спитфайр". После доработак прототип показал скорость 560 км/ч, что делало его конкурентоспособным с "Харрикейном", испытания которого шли параллельно.

26 мая прототип передали в испытательный центр в Мартлшеме. Испытания прошли удачно. Были выявлены лишь незначительные дефекты. 3 июня министерство авиации заказало первую партию из 310 самолётов. 27 июня "Спитфайр" был впервые показан публике, а 8 июля его осмотрел король Георг VIII. В декабре самолёт впервые взлетел с полным комплектом вооружения.

В августе 1936 года появились требования к серийному "Спитфайру" F.16/36. В соотвествии с ними была увеличена жёсткость крыла, размещён дополнительный запас топлива. ДЛя повышения технологичности широко были применены литые, штампованные и прессованные детали. В рабочии чертежи были внесеены соответствующие изменения и началась подготовка к серийному производству. Так как мощности заводов "Супермарин" в Вулстоне и Хисе были недостаточны, производство комплектующих было передано другим компаниям: "Аэро энджинс" (элероны и рули), "Сэмюэль Уайт" (шпангоуты фюзеляжа), "Сингер моторс" (моторама), "Фолланд эйркрафт" (стабилизаторы и рули направления), "Дженерал электрик" (законцовки крыла), "Прессед стил" (передние кромки), "Битон энд сон" и "Уэстленд эйркрафт" (нервюры). Для окончательной сборки фирма "Супермарин" построила два цеха в Истлее. К концу 1936 года были собраны первые 6 фюзеляжей и 4 комплекта крыльев. После смерти Митчелла 11 июня 1937 года дальнейшие работы по внедрению в серию и созданию новых модификаций возглавил Дж.Смит. В 1937 году фирма получила дополнительный заказ на 200 самолётов. Первый серийный "Спитфайр" совершил первый полёт 15 мая 1938 года. В августе 1938 года самолёт принят на вооружении ПВО Великобритании. Первым его получили 19 и 66 эскадрильи в Даксфорде.

"Спитфайр" представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Фюзеляж типа полумонокок эллиптического сечения с работающей металлической обшивкой. Крыло двухлонжеронное, эллиптической формы в плане. Механизация крыла состояла из элеронов типа "Фрайз". Снизу под крылом подвешивались щитки типа "Шренк". Законцовки крыла выпускались трёх типов: округлые, укороченные (почти прямоугольные) и удлинённые заострённые. Стабилизатор также эллиптический. Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убираются в крыло, складываясь наружу от фюзеляжа. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" различных модификаций. Поздние модификации оснащались более совершенным двигателем Роллс-Ройс "Гриффон". На первых самолётах применялись деревянные двухлопастные винты "Уэйбридж", позже металлические трёхлопастные DH 5/21, DH 5/20, Ротол "Джабло", DH 5/30, четырёхлопастные Ротол R3/4F5/2, R3/4F5/3, R3/4F5/4 (с деревянными лопастями), пятилопастные и соосные фирмы "Ротол". Запас топлива размещался в 3 фюзеляжных баках. Для увеличения дальности полёта мог подвешиваться ПТБ на 136, 205, 227 или 409 л. Защита лётчика включала бронестекло, бронеспинку и бронезаголовник сиденья. Для облегчения входа в кабину на левом борту имелась откидывающаяся вниз дверка. Сдвижная часть фонаря в аварийной ситуации сбрасывалась. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал 7,69-мм пулемёты "Виккерс" или "Браунинг", 12,7-мм пулемётов, 20-мм пушки "Бритиш Испано". Могли подвешиваться бомбы по 113 или 227 кг. Проводились эксперименты с установкой РСов.

Существовали следующие модификации:

Это был самый массовый английский истребитель. Он выпускался на заводах "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстленд" в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Более 60 предприятий-субподрядчиков изготавливали отдельные узлы самолёта. Производство продолжалось до марта 1949 года. Всего изготовлено 22759 самолётов всех модификаций (из них 2408 "Сифайров"). Поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину, Бельгию, Бирму, Грецию, Египет, Индию, Италию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Сирию, США, Таиланд, Турцию, Францию, Чехословакию, Швецию, ЮАС, Югославию.

Первый бой с участием "Спитфайра" состоялся 6 сентября 1939 года, когда по ошибке были сбиты 2 "Харрикейна". 16 октября были сбиты первые He-111. В июле 1940 года "Спитфайры" прикрывали отход английских войск к Дюнкерку. В "битве за Англию" на "Спитфайры" пришлось 43% сбитых немецких самолётов. Позже воевали на Мальте, в Египте, Алжире, Марокко, Бирме, Франции, Бельгии, Германии. С 1943 года использовались в ПВО Австралии. Американцы применяли эти истребители до марта 1944 года в Англии и Северной Африке. На "Спитфайрах" воевали национальные эскадрильи в составе британских ВВС: польские, чехословацкие, норвежские, бельгийские, голандские, греческие, югославские. Воевали на них и лётчики "Свободной Франции". Кроме основной функции, "Спитфайры" выполняли роль тактического или стратегического разведчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта спасательной службы.

После окончания Второй мировой войны "Спитфайры" участвовали в различных региональных конфликтах. В 1945-1949 годах они применялись греческими королевскими войсками против партизан во время гражданской войны в Греции. В 1945-1949 годах французы применяли "Спитфайры" и "Сифайры" против вьетнамских партизан. В 1947-1949 годах голандские "Спитфайры" воевали в Индонезии. Во время первой арабо-израильской войны 1947-1948 годов "Спитфайры" использовались обеими воюющими сторонами. В 1948-1951 годах "Спитфайры" и "Сифайры" использовались англичанами против партизан в Малайе. С июля по сентябрь 1950 года английские "Сифайры" принимали участие в корейской войне в качестве штурмовиков и ближних разведчиков.

В Великобритании "Спитфайр" снят с вооружения в 1952 году. Некоторые самолёты эксплуатировались во вспомогательных и учебных подразделениях до ноября 1954 года. В Чехословакии "Спитфайры" эксплуатировались до конца 40-х годов (в 1948 году 50 самолётов были проданы в Израиль), в Италии - до 1952 года, в Нидерландах - до 1954 года, во Франции и Гонконге - до 1955 года, в Бирме - до конца 50-х годов.

В 1943 году "Спитфайр" по ленд-лизу начал поступать в СССР. Всего было поставлено 143 "Спитфайра" Mk.V, 1185 Mk.IX и 9 Mk.XVI. Эти самолёты использовались весной 1943 года во время боёв на Кубани и летом того же года на Дону. Потом были переданы в авиацию ПВО, где находились до 1948 года (кое-где и до 1951 года).

На "Спитфайре" Mk.II совершил таран Джонс Р.

На "Спитфайре" Mk.VB совершил таран Лобачёв В.И.


Лётно-технические характеристики

Модификация Mk.VB
Двигатель "Мерлин" Mk.45
Мощность, л.с. 1440
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,23
9,13
3,02
Площадь крыла, м2 22,48
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2267
2911
Скорость максимальная, км/ч 594
Дальность полёта максимальная, км 1827
Практический потолок, м 11125
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 8х7,69

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 16-17.
  2. Котельников В.Р. Неизвестные "спитфайры" // Крылья Родины. - 1992. - №№ 6, 7.
  3. Котельников В.Р. Один и без оружия // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 26-28.
  4. Котельников В.Р. "Спитфайр" // Крылья-дайджест. - 1996. - Вып. 7.
  5. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 21-28.
  6. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 17-18.
  7. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 295-299.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz