Дуглас SBD "Донтлесс"


SBD-3
SBD-3 из эскадрильи VS-2 авианосца "Лексингтон"

Разработка палубного бомбардировщика и разведчика XBT-2 началась на филиале фирмы "Нортроп" в Эль Сегундо (США) под руководством конструктора Э.Хейнемана в ноябре 1936 года. Ему предшествовал разработанный на этой же фирме бомбардировщик BT-1, в котором заказчика не устраивали скорость, громозкие обтекатели под крылом, сложный в эксплуатации двигатель. На XBT-2 применили полностью убирающееся шасси, для чего пришлось заново сконструировать центроплан крыла. Это, в свою очередь, привело к изменению условий обтекания хвостового оперения - его форму пришлось изменить. Новый двигатель Райт R1820-G113 "Циклон" имел другие габариты и крепление, что привело к разработке новой носовой части фюзеляжа. Первый прототип XBT-2 впервые поднялся в небо 22 апреля 1938 года. Лётные испытания выявили ряд недоработок конструкции, которые нужно было устранить. В феврале 1939 года прототип отправили для продувки в натурной аэродинамической трубе в Ленгли. Специалисты NASA в течение года тщательно обследовали обтекание и выработали необходимые рекомендации по его улучшению.

В этот период фирма "Нортроп" испытывала финансовые затруднения и филиал в Эль Сегундо вместе с самолётами был продан фирме "Дуглас". Новые хозяева присвоили самолёту XBT-2 обозначение XSBD-1. В 1939 году началось его серийное производство под обозначением SBD (Scout Bomber Duglas). Принят на вооружение ВМС США в июне 1940 года. В конце 1941 года самолёты SBD-2 начали поступать в авиагруппы авианосцев "Энтерпрайз" и "Лексингтон". 1 октября 1941 года получил боевое имя "Донтлесс".

SBD представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой. Крыло имело многокамерную безлонжеронную конструкцию. Вдоль всей задней кромки крыла распологались тормозные щитки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Стойка хвостового колеса закрыта обтекателем. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт "Циклон" с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага. На ранних модификациях втулка винта была закрыта небольшим коком. Кабина экипажа закрыта общим фонарём. В состав оборудования кабины входил компас морского образца. Сиденье пилота имело бронеспинку. Оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта стрелка и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов (позже 12,7-мм "Кольт-Браунинг") в носовой части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка состояла из 454-кг бомбы под фюзеляжем и 2 45-мм бомб под крылом (на SBD-5 соответственно 726 и 147 кг). На случай вынужденной посадки на воду имелся надувной плот и запас продуктов.

Существовали следующие модификации:

"Донтлесс" считается самым удачным пикирующим бомбардировщиком США Второй мировой войны. Он был удачен как по своим достижениям, так и по продолжительности службы. Хорошая аэродинамика и высокая прочность конструкции позволяли выполнять на нём фигуры высшего пилотажа (без бомб) и вести манёвренный воздушный бой. Это качество было особенно важным, когда приходилось выполнять задания без истребительного прикрытия, а то и выступать в качестве истребителя.

Всего изготовлено 5936 самолётов "Донтлесс" всех модификаций. Поставлялся ВВС "Свободной Франции", Великобритании, Новой Зеландии, Мексики.

Начало войны на Тихом океане застало самолёты SBD в воздухе при подлёте к Гавайским островам, когда группу из 18 SBD-2 внезапно атаковали японские истребители "Зеро" и сбили 7 из них, но и сами потеряли двоих. Позже SBD применялся американцами при отражении высадки японского десанта на Новую Гвинею, в битвах в Коралловом море, за Мидуэй, за Гуадалканал, у Марианских островов. В Атлантике они участвовали в высадке в Северной Африке, применялись при эскортах авианосцев в качестве противолодочных. Во время войны самолёты "Донтлесс" самостоятельно или совместно с другими торпедоносцами потопили 6 авианосцев, 3 крейсера, 4 эсминца и 1 подводную лодку. Снят с вооружения ВМС США летом 1944 года, но некоторые самолёты продолжали эксплуатироваться и после войны. Французские SBD-5 применялись в 1947-1948 годах в войне в Индокитае.


Лётно-технические характеристики

Модификация SBD-3 SBD-5
Двигатель  R1820-32   R1820-60 
Мощность, л.с. 1000 1200
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

12,65
9,96
4,14
12,65
10,06
4,14
Площадь крыла, м2 30,2 30,2
Масса, кг.:

пустого
взлётная максимальная

2878
4717
2963
4853
Скорость максимальная, км/ч: 402 406
Скороподъёмность, м/с 6,05 8,63
Дальность полёта максимальная, км 2165 1795
Практический потолок, м 8100 7780
Экипаж, чел. 2 2
Максимальная бомбовая нагрузка, кг 544 872
Оборонительное вооружение: 3x7,62 2x12,7
2x7,62

Список использованных источников

  1. Кондратьев В.И. "Донтлесс" - "неустрашимый". // Крылья Родины. - 1992. - №№ 6, 7.
  2. Околелов Н., Чечин А. Война застала их в воздухе. // Моделист-конструктор. - 2001. - №9. - С. 34-36.
  3. Палубные самолёты Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 5. - М.: "Авиам", 1995. - С. 26-27.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 116-117.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz