Разработка палубного бомбардировщика и разведчика XBT-2 началась на филиале фирмы "Нортроп" в Эль Сегундо (США) под руководством конструктора Э.Хейнемана в ноябре 1936 года. Ему предшествовал разработанный на этой же фирме бомбардировщик BT-1, в котором заказчика не устраивали скорость, громозкие обтекатели под крылом, сложный в эксплуатации двигатель. На XBT-2 применили полностью убирающееся шасси, для чего пришлось заново сконструировать центроплан крыла. Это, в свою очередь, привело к изменению условий обтекания хвостового оперения - его форму пришлось изменить. Новый двигатель Райт R1820-G113 "Циклон" имел другие габариты и крепление, что привело к разработке новой носовой части фюзеляжа. Первый прототип XBT-2 впервые поднялся в небо 22 апреля 1938 года. Лётные испытания выявили ряд недоработок конструкции, которые нужно было устранить. В феврале 1939 года прототип отправили для продувки в натурной аэродинамической трубе в Ленгли. Специалисты NASA в течение года тщательно обследовали обтекание и выработали необходимые рекомендации по его улучшению.
В этот период фирма "Нортроп" испытывала финансовые затруднения и филиал в Эль Сегундо вместе с самолётами был продан фирме "Дуглас". Новые хозяева присвоили самолёту XBT-2 обозначение XSBD-1. В 1939 году началось его серийное производство под обозначением SBD (Scout Bomber Duglas). Принят на вооружение ВМС США в июне 1940 года. В конце 1941 года самолёты SBD-2 начали поступать в авиагруппы авианосцев "Энтерпрайз" и "Лексингтон". 1 октября 1941 года получил боевое имя "Донтлесс".
SBD представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой. Крыло имело многокамерную безлонжеронную конструкцию. Вдоль всей задней кромки крыла распологались тормозные щитки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Стойка хвостового колеса закрыта обтекателем. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт "Циклон" с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага. На ранних модификациях втулка винта была закрыта небольшим коком. Кабина экипажа закрыта общим фонарём. В состав оборудования кабины входил компас морского образца. Сиденье пилота имело бронеспинку. Оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта стрелка и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов (позже 12,7-мм "Кольт-Браунинг") в носовой части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка состояла из 454-кг бомбы под фюзеляжем и 2 45-мм бомб под крылом (на SBD-5 соответственно 726 и 147 кг). На случай вынужденной посадки на воду имелся надувной плот и запас продуктов.
Существовали следующие модификации:
"Донтлесс" считается самым удачным пикирующим бомбардировщиком США Второй мировой войны. Он был удачен как по своим достижениям, так и по продолжительности службы. Хорошая аэродинамика и высокая прочность конструкции позволяли выполнять на нём фигуры высшего пилотажа (без бомб) и вести манёвренный воздушный бой. Это качество было особенно важным, когда приходилось выполнять задания без истребительного прикрытия, а то и выступать в качестве истребителя.
Всего изготовлено 5936 самолётов "Донтлесс" всех модификаций. Поставлялся ВВС "Свободной Франции", Великобритании, Новой Зеландии, Мексики.
Начало войны на Тихом океане застало самолёты SBD в воздухе при подлёте к Гавайским островам, когда группу из 18 SBD-2 внезапно атаковали японские истребители "Зеро" и сбили 7 из них, но и сами потеряли двоих. Позже SBD применялся американцами при отражении высадки японского десанта на Новую Гвинею, в битвах в Коралловом море, за Мидуэй, за Гуадалканал, у Марианских островов. В Атлантике они участвовали в высадке в Северной Африке, применялись при эскортах авианосцев в качестве противолодочных. Во время войны самолёты "Донтлесс" самостоятельно или совместно с другими торпедоносцами потопили 6 авианосцев, 3 крейсера, 4 эсминца и 1 подводную лодку. Снят с вооружения ВМС США летом 1944 года, но некоторые самолёты продолжали эксплуатироваться и после войны. Французские SBD-5 применялись в 1947-1948 годах в войне в Индокитае.
Модификация | ||
---|---|---|
Двигатель | ||
Мощность, л.с. | 1000 | 1200 |
Габариты, м:
размах крыла
|
12,65
9,96 4,14 |
12,65
10,06 4,14 |
Площадь крыла, м2 | 30,2 | 30,2 |
Масса, кг.:
пустого
|
2878
4717 |
2963
4853 |
Скорость максимальная, км/ч: | 402 | 406 |
Скороподъёмность, м/с | 6,05 | 8,63 |
Дальность полёта максимальная, км | 2165 | 1795 |
Практический потолок, м | 8100 | 7780 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг | 544 | 872 |
Оборонительное вооружение: | 3x7,62 | 2x12,7
2x7,62 |