Впервые с предложением разработать самолёт-снаряд (летающую бомбу, а по современной терминологии - крылатую ракету) с воздушно-реактивным двигателем немецкий изобретатель Ф.Госслау обратился в Рейхминистерство авиации в ноябре 1939 года, но получил отказ. Спустя два года фирмы "Физелер" и "Аргус" вновь видвинули эту идею. На этот раз чины министерства проявили не только заинтересованность, но и удивительную оперативность. Для руководства разработкой от фирмы "Хейнкель" был переведён один из опытнейших немецких конструкторов Р.Луссер. Предварительный проект Госслау P-55 был утверждён 5 июня 1942 года и получил обозначение Fi.103. Почти сразу разработка получила наивысший приоритет. Для обеспечения секретности истинное назначение аппарата маскировалось названием Flakzielgerat FZG-76 - мишень для зинитной артиллерии. Всю дальнейшую работу по проектированию и испытаниям перевели в E-центр Карлсхаген и Пенемюнде-Вест (остров Узедом в Балтийском море).
В качестве силовой установки было решено использовать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, разработанный на фирме "Аргус" в 1938 году под руководством П.Шмидта. Систему управления разрабатывала фирма "Сименс". После серии испытательных полётов Me-110 с опытным двигателем VSR-9 было принято решение о подготовке серийного производства. 30 августа 1942 года было завершено изготовление первого опытного образца снаряда и строительство 55-метровой катапульты. После серии неудачных запусков 24 декабря двенадцатый экземпляр самолёта-снаряда совершил прямолинейный полёт длиной 3 км. Летом 1943 года началась подготовка к серийному производству сразу на 4 заводах: в Нордхаузене, Хаме, Южном Фаллерслебене и Магдебург-Шенебеке. Ещё 50 фирм были привлечены для производства комплектующих. В августе 1943 года специальный отряд (около 750 человек) под командованием М.Вахтеля приступил к освоению новой техники. 16 мая 1944 года Гитлер подписал приказ о начале боевого применения нового оружия.
Fi.103 построен по аэродинамической схеме среднеплана. Крыло прямоугольное с одним трубчатым лонжероном. Механизация крыла отсутствовала. Привод рулей высоты и курса, а также гироскопов осуществлялся сжатым воздухом, который хранился в 2 шар-баллонах по 150 л под давлением 180 кг/см2. В конструкции шмроко применялась сталь, что обеспечивало необходимую для одноразового летательного аппарата дешевизну. Из дюраля был выполнен только носовой отсек фюзеляжа, в котором размещался "магнитный корректор". Во втором отсеке размещалась боевая часть, в третьем - топливный бак и шар-баллоны, в четвёртом - автопилот и элементы силовой установки. Боевая часть снабжалась тремя контактными взрывателями. Силовая установка состояла из пульсирующего воздушно-реактивного двигателя As.014 фирмы "Аргус", установленного на законцовке киля. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин. Подача топлива осуществлялась по трубопроводу в пилоне, поддерживающем переднюю часть двигателя.
Fi-103 оснащался инерциальной системой наведения. Большинство снарядов могли выполнять полёт только по прямой (курс задавался направлением старта). В конце войны часть самолётов-снарядов оснастили устройствами разворота, позволявшими выполнять виражи в соответствии с программой. Высота полёта устанавливалась по барометрическому высотомеру в диапазоне 200-3000 м. Расстояние до цели определялось по счётчику, установленному в носовой части и имевшим привод от небольшого воздушного винта. По достижении предварительно рассчитанного расстояния счётчик отключал двигатель и подавал команду на руль высоты, после чего снаряд переходил в пикирующий полёт.
Существовали следующие модификации:
Из-за низкой точности попадания (4x4 км) Fi.103 должны были использоваться массово, т.е. стать оружием террора. Обозначение V-1 (Vergeltung - оружие возмездия) появилось летом 1943 года после разрушительной бомбардировки Гамбурга англичанами. Впервые оно было обнародовано в специальном приказе Гитлера и Геббельса по войскам от 25 июня 1944 года. Благодаря пропоганде к концу войны это оружие пролучило широкую известность, причём далеко не адекватную его реальному военному значению, и даже стало одним из символов злодеяний фашизма.
О сцществовании нового оружия английская разведка узнала в августе 1943 года и начала поиск относящихся к нему объектов. С июля 1944 года англо-американская авиация приступила к бомбардировкам выявленных объектов. На борьбу с самолётами-снарядами англичане бросили значительные силы истребительной авиации. Так как полёт V-1 осуществлялся по прямой и с относительно невысокой скоростью, английские лётчики вскоре научились сбивать эти снаряды. В конце концов система ПВО была усовершенствована настолько, что в отдельные дни к цели прорывалось не более 10% ракет.
Всего изготовлено около 25 тысяч крылатых ракет. Первое применение V-1 состоялось в ночь на 16 июня 1944 года (выпущено 244 ракеты). Этими ракетами немцы осуществляли обстрел Лондона. Для этого использовались самолёты-носители He.111H-22 и наземные пусковые установки в Нормандии. Последние пуски состоялись в марте 1045 года с территории Голландии. Всего до конца войны было выпущено около 10,5 тысяч крылатых ракет (из них 80 - с самолётов). Для остальных не хватило топлива и пусковых установок. Пилотируемые "Рейхенберги" в боевых условиях не применялись. Всего по английским данным от V-1 погибло 6364 человека и около 18000 было ранено. После войны страны антигитлеровской коалиции использовали трофейные ракеты для разработки подобного оружия у себя. Так, в СССР на базе V-1 в конце 40-х годов были созданы крылатые ракеты 10Х, 14Х и 16Х.
Модификация | |
---|---|
Двигатель | As.014 |
Взлётная тяга, кгс. | 300 |
Габариты, м:
размах крыла
|
5,3
7,73 1,7 |
Площадь крыла, м2 | 8 |
Масса, кг:
пустого
|
1500
2250 |
Запас топлива, л | |
Масса боевой части, кг | |
Скорость максимальная, км/ч | 800 |
Продолжительность полёта, мин. | 32 |
Дальность полёта максимальная, км | 280 |
Практический потолок, м | 1000 |