Герой Советского Союза
Власов Николай Иванович


Власов Н.И. Таран совершил 18 августа 1941 года в районе города Брянска.

Родился 11 ноября 1916 года в Петрограде в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе "Ленинградский литейщик", был секретарём комитета комсомола завода. В РККА с 1934 года. В 1934 году поступил в 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. По окончании авиашколы в 1936 году оставлен в ней лётчиком-инструктором.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Командир эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка (Западный фронт) майор Власов Н.И. летал на разведку, сопровождал бомбардировщики, штурмовал позиции вражеских войск, участвовал в отражении массированных, в том числе ночных, налётов авиации противника на советские оборонные объекты.

18 августа 1941 года с аэродрома в районе города Брянска майор Власов вылетел по тревоге МиГ-3 на перехват воздушного разведчика противника. В воздухе он обнаружил Ju-88. Заметив преследование, вражеский пилот начал маневрировать и попытался скрыться в облаках. Власов бросился на перерез. Когда расстояние между самолётами сократилось, стрелки "юнкерса" открыли огонь. Власов левым разворотом вышел из-под огня и нырнул под брюхо разведчика. "Юнкерс" тоже спикировал, выпустив по истребителю ещё одну очередь, и укрылся в облаках, но Власов вновь настиг его. Линия фронта была уже рядом и, чтобы не дать противнику уйти, Власов решил не обращать внимания на трассы вражеских очередей и решительно пошёл в атаку. Подойдя сзади сверху вплотную к "юнкерсу", он поймал кабину пилота в прицел и нажал на гашетку, но пулемёты молчали. Тогда он бросил свой истребитель на хвост вражеского самолёта. Тот развалился на куски и рухнул на землю. От удара Власов на короткое время потерял сознание. Прийдя в себя, он с трудом выровнял падающий самолёт и спланировал на свою территорию. При посадке истребитель попал в воронку и скапотировал. Подоспевшие пехотинцы извлекли Власова из кабины и доставили в госпиталь.

По возвращении из госпиталя Власов смог летать пока только на У-2. В ночь на 20 июля 1942 года на этом самолёте он перелетел через линию фронта, совершил посадку между двумя шоссе в районе станции Миллерово, по которым двигались войска противника, взял на борт раненого лётчика сбитого бомбардировщика Героя Советского Союза старшего лейтенанта Ф.Т.Демченкова, взлетел под огнём фашистов и доставил его на свой аэродром.

Старший инспектор по технике пилотирования истребительной авиации Инспекции ВВС РККА подполковник Власов Н.И. к ноябрю 1942 года произвёл 220 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов. 23 ноября 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени. Всего за время войны совершил 280 боевых вылетов.

29 июля 1943 года при перелёте на самолёте Як-1 в осаждённый Ленинград Власов был сбит зенитной артиллерией над территорией врага и в бессознательном состоянии взят в плен. В концлагере в районе города Лодзь (Польша) Власов стал одним из руководителей подполья. Весной 1944 года за попытку побега он был переведён в крепость-тюрьму Вюрцбург (Германия), где стал готовить новый побег. Попытка оказалась неудачной. Гестаповцы схватили его и после жестоких пыток бросили в тюрьму города Нюрнберга. Здесь в августе 1944 года он снова попытался бежать, но по доносу предателя был схвачен и отправлен в концлагерь Маутхаузен (Австрия), в блок смерти №20. Когда советские войска вступили на территорию Югославии, Власов в числе других руководителей подполья начал готовить восстание, но по доносу провокатора был схвачен эсесовцами и после пыток 26 января 1945 года заживо сожжён в крематории. Но его труды не пропали даром: в ночь на 3 февраля 738 узников блока №20 подняли восстание. Голыми руками они перебили вооружённую до зубов охрану, захватили пулемётные вышки, преодалели каменную стену, увитую колючей проволокой, и вырвались на свободу.

Приказом министра обороны СССР от 10 декабря 1960 года подполковник Власов Н.И. навечно зачислен в списки воинской части. На улице его имени в городе Люберцы Московской области установлен обелиск. Его имя носят также улица и школа в Москве, школы в Ташкенте и Люберцах. В Ленинграде при школе №516 создан музей Героя.


Список использованных источников

  1. ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 9, л. 153-154.
  2. ЦАМО, карточка Героя Советского Союза №1788.
  3. Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. - Кн. 1. - М.: "Высшая школа", 1976. - С. 69-70.
  4. Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. - Кн. 2. - М.: "Высшая школа", 1986. - С. 400.
  5. Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980. - С. 243.
  6. Герои не умирают. - Киев: "Молодь", 1970. - С. 132-145.
  7. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 273.
  8. Зайцев А.Д., Рощин И.И., Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1990. - С. 116-117.
  9. Зимин Г.В. Истребители. - М.: Воениздат, 1988. - С. 48.
  10. Иду на таран. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1978. - С. 190-191, 272.
  11. Лётчики. - 2-е изд. - М.: "Молодая гвардия", 1981. - С. 124-155.
  12. Лушников Ф.А. Голос памяти. - М.: ДОСААФ, 1986. - С. 32-34.
  13. Лушников Ф.А., Вуколов В.С. Верность. - М.: Воениздат, 1962.
  14. Макашов А.И. На семи холмах: история города орловского края Мценска. - Тула: Приокское кн. изд., 1988. - С. 167-168.
  15. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 395.
  16. Небо родное. - Калиниград, 1965. - С. 29.
  17. Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1981. - С. 166.
  18. Считать живыми! - Кишинёв: "Картя молдовеняскэ", 1989. - С. 6-21.
  19. Шаги в бессмертие. - М.: "Московский рабоочий", 1965. - С. 94-204.
  20. Шингарёв С.И. Иду на таран. - Тула: Приокское кн. изд., 1966. - С. 95-96.
  21. Военно-исторический журнал. - 1967. - №11. - С. 54-55.
  22. История СССР. - 1966. - №4. - С. 145-146.
  23. "Советская авиация" 09.10.1960, 10.10.1960.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz