Юнкерс Ju.88


Ju.88A-5
Ju.88A-5 из 6./KG30

В 1935 году Технический департамент министерства авиации выпустил спецификации на скоростной бомбардировщик. Спецификации были направлены в фирмы "Фокке-Вульф", "Хеншель", "Юнкерс" и "Мессершмитт", при этом определялось, что заказ на серию будет получен только после конкурсных испытаний. Разработка такого бомбардировщика в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" была поручена В.Х.Эверсу и А.Гасснеру, имевшим опыт разработки цельнометаллических самолётов в США. Работа началась 15 января 1936 года. Первоначально рассматривались два проекта: Ju.85 с разнесённым оперением и Ju.88 с однокилевым. В мае Технический департамент остановил свой выбор на втором, после чено началось изготовление первых трёх прототипов. 21 декабря 1936 года шеф-пилот фирмы В.Киндерманн впервые поднял в небо прототип Ju.88V1. После успешного завершения испытаний самолёт был рекомендован в серийное производство, которое началось в марте 1939 года. Комплектующие изготавливались на заводах фирмы "Юнкерс" в Ашерслебене, Гальберштадте и Леопольдшале, окончательная сборка осуществлялась на заводе в Бернбурге. Принят на вооружение люфтваффе в сентябре этого же года.

Ju.88 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж трапецевидного сечения. Крыло трапецевидное с закруглёнными концами, двухлонжеронное, с гладкой работающей обшивкой. Шасси убирающееся (привод электрический), трёхопорное, с хвостовым колесом. Основные стойки шасси с масляной амортизацией. Зимой могли устанавливаться лыжи. Силовая установка состояла из двух поршневых V-образных 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения или звездообразных 14-цилиндровых воздушного охлаждения. Экипаж размещался в одной кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа. Кабина большинства модификаций имела фасеточное остекление. Бомбовая нагрузка размещалась в 2 бомботсеках и на внешней подвеске под центропланом. Для дальних перелётов в бомбоотсеках могли монтироваться дополнительные топливные баки. Оборонительное вооружение состояло из 7,92-мм пулемётов MG-15 или MG-81, 13-мм пулемётов MG-131, 20-мм пушки MG-FF. Количество пулемётов менялось в зависимости от модификации.

Существовали следующие модификации:

Производство продолжалось до мая 1945 года на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене с привлечением большого числа субподрядчиков ("Арадо", "Хейнкель", "Дорнье верке Висмар", "Фольксваген-верке", "Опель" и др.). Всего построено более 15000 самолётов всех модификаций. Причём, если в начале выпуска приоритет отдавался бомбардировочным модификациям, то с 1943 года выпускались, в основном, истребительные. Поставлялся на экспорт в Венгрию, Италию (52), Румынию, Финляндию (23). В 1944-1946 годах стоял на вооружении ВВС Франции.

Боевое применение началось уже в сентябре 1939 года с операций над морем (26 сентября 4 Ju.88A-0 бомбили английские корабли, но неудачно). В начале 1940 года  Ju.88 участвовал в окупации Дании и Норвегии. С марта широко применялся для налётов на Англию. В последующем применялся во всех компаниях вермахта. С 1942 года - основной бомбардировщик люфтваффе. С августа 1944 года количество Ju.88 начало сокращаться и к концу войны их осталось совсем немного.

Финские Ju.88 применялись против СССР с конца 1943 года, а в сентябре 1944 года - против немцев. С августа 1944 года против немцев стали применяться и румынские Ju.88. В Румынии сняты с вооружения в 1949 году. Из трофейных Ju.88 в сентябре 1944 года был сформирован бомбардировочный полк во Франции, принимавший участие в боях с немцами до конца апреля 1945 года. После войны уцелевшие самолёты эксплуатировались в лётных школах до начала 50-х годов.


Лётно-технические характеристики

Модификация Ju.88A-4
Двигатель Jumo.211J
Взлётная мощность, л.с. 2x1340
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

20,08
14,36
5,07
Площадь крыла, м2 54,7
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

9860
12105
14000
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
посадочная

467
400
140
Время подъёма на высоту 5400 м, мин. 23
Дальность полёта, км:

практическая
перегоночная

1780
2730
Практический потолок, м 8200
Максимальная бомбовая нагрузка, кг 3000
Длина разбега, м 1800
Экипаж, чел. 4
Оборонительное вооружение: 2хMG-131
3хMG-81

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 20-21.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 24-25.
  3. Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 43-63.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 197-198.
  5. Ju-88. - М.: "Восточный фронт", 1996.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz