Фокке-Вульф FW.190
FW.190A-8/R8 из IV.(Shturm.)/JG3
Разработка истребителя FW.190 началась в КБ фирмы "Фокке-Вульф
Флюгцойгбау АГ" в 1937 году под руководством В.Каетера и Р.Блазера. Общее
руководство осуществлял К.Танк. Основными принципами, положенными в основу
проекта, были: живучесть конструкции, лёгкость в управлении, широкое применение
агрегатных методов сборки, простота в обслуживании. В качестве силовой
установки было решено использовать самый мощный на тот момент немецкий
двигатель BMW.139 (1550 л.с.). К тому же это был двигатель воздушного охлаждения
- более живучий в боевых условиях. Впервые в мировом самолётостроении был
применён каплевидный фонарь с минимумом металлической оплётки, обеспечивающий
отличный обзор верхней полусферы. Летом 1938 года проект был представлен
на рассмотрение в технический департамент министерства авиации. После одобрения
проекта фирма "Фокке-Вульф" получила заказ на изготовление 3 прототипов.
Строительство первого прототипа FW.190V1 было завершено в мае 1939 года.
Впервые он поднялся в воздух 1 июля 1939 года (лётчик-испытатель Г.Зандер).
Серийное производство началось в июне 1940 года на заводе фирмы в Бремене.
Позже к производству подключились заводы "Фокке-Вульф" в Мариенбурге,
"Арадо" в Варнемюнде и AGO в Ошерслебене. В июле 1941 года FW.190A принят
на вооружение люфтваффе (первой их получила эскадра JG26 "Шлагетер").
FW.190 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан.
Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой. Крыло имело мощный силовой
лонжерон, корневые части которого были выполнены с обратной стреловидностью,
и вспомогательный облегчённый задний. Крыло не исмело разъёмов и стыковалось
с фюзеляжем целиком. Стабилизатор имел изменяемый угол установки. Шасси
убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Привод выпуска шасси и
элеронов был электрическим. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём.
Так как из-за особенностей аэродинамики фонаря при скорости более 370 км/ч
его открыть было невозможно, был установлен пиропатрон принудительного
сброса. Силовая установка состояла из 14-цилиндрового звездообразного
двухрядного поршневого двигателя воздушного охлаждения BMW.801 различных
модификаций (на FW.190D и Ta.152 стояли двигатели жидкостного охлаждения)
с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Топливо размещалось в 2 фюзеляжных
протектированных баках. На некоторых модификациях могли подвешиваться 1-3
ПТБ. Вооружение состояло из 7,92-мм и 13,2-мм пулемётов, 20-мм и 30-мм
пушек, бомб и реактивных снарядов. Состав вооружения менялся в зависимости
от модификации. В варианте штурмовика под крылом могли подвешиваться контейнеры
с различным вооружением.
Существовали следующие модификации:
-
FW.190V1 - первый прототип. Отличался двигателем BMW.139, отсутствием
вооружения. Первый полёт 1 июля 1939 года.
-
FW.190V2 - второй прототип. Отличался коком винта. Вооружение состояло
из 2 синхронных пулемётов MG-17 в корневой части крыла. Первый полёт 31
октября 1939 года.
-
FW.190V3 - третий прототип. Не достроен.
-
FW.190V4 - прототип для статических испытаний.
-
FW.190V5 (V5k) - эталон для серии. Отличался двигателем BMW.801C-0,
усиленной моторамой и сдвинутой назад кабиной. Первый полёт в апреле 1940
года. Летом 1940 года были установлены новые крыло и оперение и самолёт
получил обозначение FW.190V5g.
-
FW.190V13, V18 - прототипы высотных истребителей. Отличались двигателем
жидкостного охлаждения DB.603G с нагнетателем Хирт 9-2281.
-
FW.190V17 - прототип FW.190D. Переоборудован зимой 1941-1942 годов из
FW.190A-0.
-
FW.190V19 - прототип для отрабоотки силовой установки. Устанавливались
различные типы двигателей. Изготовлен в конце 1942 года.
-
FW.190V19/U2 - прототип Ta.152H.
-
FW.190V20-V23, V25 - прототипы FW.190D-9. Переоборудованы из FW.190A-0.
-
FW.190V29-V33 - предсерийные FW.190С. Отличались килем и крылом большей
площади.
-
FW.190V29/U1 - эталон для серии Ta.152H-1. Отличался гермокабиной. Первый
полёт 23 сентября 1944 года.
-
FW.190V33/U-1 - прототип высотного истребителя Ta-152. Отличался двигателем
Jumo.213E-1. Переоборудован весной 1944 года из FW.190C. Первый полёт 12
июля 1944 года.
-
FW.190V53 - прототип FW.190D. Переоборудован из FW.190A-7.
-
FW.190V54 - эталон для серии FW.190D. Переоборудован из FW.190C. Первый
полёт в мае 1944 года.
-
FW.190V56 - прототип FW.190D-11.
-
FW.190V68 - прототип Ta.152B. Вооружение состояло из 3 пушек MK.103.
-
FW.190A - первый серийный истребитель.
-
FW.190A-0 - предсерийный. Осенью 1940 года изготовлено 18 самолётов. Позже
10 из них доработано до стандарта A-1. Вооружение состояло из 4 синхронных
пулемётов MG-17.
-
FW.190A-0/U1 - истребитель-бомбардировщик (опытный).
-
FW.190A-1 - серийный. Отличался крылом увеличенного размаха, изменённым
капотом, пиросистемой аварийного сброса фонаря кабины. Выпускался в 1940-1941
годах на заводах "Фокке-Вульф", "Арадо" и AGO. Изготовлено 102 самолёта.
-
FW.190A-1/U1 - с 2 дополнительными крыльевыми пушками MG-FF.
-
FW.190A-2 - с двигателем BMW.801C-2. Отличался 2 пушками MG-151/20 вместо
крыльевых синхронных пулемётов. В сентябре 1941 - июле 942 года изготовлено
426 самолётов.
-
FW.190A-3 - с двигателем BMW.801Dg. Дополнительно установлены 2 пушки MG-151/20.
Часть самолётов оборудовалась фотокамерами. В феврале-августе 1942 года
изготовлено 580 самолётов.
-
FW.190A-3/U1 - истребитель-бомбардировщик (опытный).
-
FW.190A-3/U2 - носитель реактивных снарядов "Рейнметалл-Борзиг" RZ65 (опытный).
-
FW.190A-3/U3 - истребитель-бомбардировщик. Отличался наружными бомбодержателями.
-
FW.190A-3/U4 - разведчик. Отличался наличием фотокамер Rb50/30 и Rb75/30.
Изготовлено 12 самолётов.
-
FW.190A-3/U7 - высотный облегчённый (опытный). Отличался наружными всасывающими
патрубками нагнетателя и отсутствием крыльевых пушек MG-FF.
-
FW.190Aa-3 - экспортный для Турции. Состав вооружения аналогичен A-1/U1.
Осенью 1942 года изготовлено 72 самолёта.
-
FW.190A-4 - с двигателем BMW.801D-2. Отличался наличием системы впрыска
водо-метаноловой смеси MW-50, новой радиостанцией FuG-16Z. В августе 1942
- марте 1943 года изготовлено 894 самолёта.
-
FW.190A-4/R1 - командирский. Отличался радиостанцией FuG-16Z-E с подфюзеляжной
антенной, позволявшей наземным станциям наведения "Вотан III" определять
азимут и расстояние до группы самолётов.
-
FW.190A-4/R6 - с реактивными снарядами Wfr.Gr.21.
-
FW.190A-4/Trop - тропический. Отличался дополнительными противопылевыми
фильтрами и бомбодержателем для 200-кг бомбы.
-
FW.190A-4/U1 - истребитель-бомбардировщик. Отличался 2 крыльевыми бомбодержателями.
Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20.
-
FW.190A-4/U3 - штурмовик, с апреля 1943 года FW.190F-1. Отличался подфюзеляжным
бомбодержателем.
-
FW.190A-4/U4 - фоторазведчик.
-
FW.190A-4/U8 - дальний истребитель-бомбардировщик, прототип FW.190G-1.
Отличался узлами подвески для 500-кг бомбы и 2 ПТБ. Вооружение состояло
из 2 пушек MG-151/20. Выпускался с сентября 1942 года.
-
FW.190A-5 - с удлинённой на 150 мм носовой частью фюзеляжа. Отличался узлами
подвески 2 ПТБ под крылом. В ноябре 1942 - мае 1943 года изготовлено 723 самолёта.
-
FW.190A-5/U2 (FW.190G-2/N) - дальний ночной истребитель-бомбардировщик.
Отличался пламегасителями на выхлопных трубах, посадочной фарой, 1 подфюзеляжным
и 2 подкрыльевыми ПТБ. Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20. В 1943
году изготовлено 7 самолётов.
-
FW.190A-5/U3 (FW.190F-2) - облегчённый истребитель-бомбардировщик. Вооружение
состояло из 2 пулемётов MG-17. Бомбовая нагрузка увеличена до 1000 кг.
-
FW.190A-5/U4 - разведчик. Отличался 2 фотокамерами "Робот" в хвостовой
части фюзеляжа, отсутствием крыльевых пушек MG-FF.
-
FW.190A-5/U8 (G-1, G-2) - дальний истребитель-бомбардировщик для точечных
ударов, прототип FW.190G. Отличался 2 ПТБ под крылом. Вооружение состояло
из 2 пушек MG-151/20.
-
FW.190A-5/U9 - истребитель. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-131 и
4 пушек MG-151/20. Изготовлено 2 самолёта.
-
FW.190A-5/U10 - опытный с крыльевыми пушками MG-151/20 вместо MG-FF. Отличался
крылом с изменённым силовым набором.
-
FW.190A-5/U11 - штурмовик. Отличался 2 крыльевыми 30-мм пушками MK.103.
Изготовлен в одном экземпляре.
-
FW.190A-5/U12 - перехватчик. Отличался 2 контейнерами под крылом с пушками
MG-151/20. Изготовлено 2 самолёта.
-
FW.190A-5/U13 - дальний бомбардировщик для точечных ударов. Отличался электрическими
бомбосбрасывателями. Изготовлено 2 самолёта.
-
FW.190A-5/U14 - торпедоносец. Отличался удлинённой хвостовой опорой. Изготовлено
2 самолёта.
-
FW.190A-5/U15 - торпедоносец. Изготовлен в одном экземпляре. Применялся
для испытаний планирующей бомбы BV.246.
-
FW.190A-5/U16 - перехватчик. Отличался усиленным бронированием и 2 пушками MK.108.
-
FW.190A-5/U17 - прототип FW.190F-3. Отличался подкрыльевыми доржателями
для 50-кг бомб.
-
FW.190A-6 - маловысотный истребитель и ударный самолёт. Пушки MG-FF заменены
нв MG-151/20. Выпускался в июне-декабре 1943 года на заводах "Фокке-Вульф",
"Арадо" в Бранденбурге и Анкламе, AGO в Ошерслебене, "Физелер" в Касселе.
Изготовлено 569 самолётов.
-
FW.190A-6/R1 "Пулькцерсторер" - перехватчик, "разрушитель строя". Отличался
2 гондолами со спаренными пушками MG-151/20 под крылом. Изготовлено 60 самолётов.
-
FW.190A-6/R2 - перехватчик. Отличался 2 дополнительными 30-мм пушками MK.108 под крылом.
-
FW.190A-6/R6 - с реактивными снарядами Wfr.Gr.21.
-
FW.190A-6/R11 - ночной истребитель. Отличался локатором FuG-217 "Нептун".
Переоборудовано несколько самолётов.
-
FW.190A-6/U3 - истребитель-бомбардировщик.
-
FW.190A-7 - с фюзеляжными пулемётами MG-131. В декабре 1943 - феврале 1944
года изготовлено 80 самолётов.
-
FW.190A-7/R1 - с 2 пушечными контейнерами WB-151 (с пушками MG-151/20).
-
FW.190A-7/R2 - с крыльевыми пушками MK.108. Изготовлено несколько самолётов.
-
FW.190A-7/R6 - с реактивными снарядами Wfr.Gr.21. Изготовлено несколько
десятков самолётов.
-
FW.190A-8 - с усиленным бронированием. Отличался увеличенным запасом топлива,
системой GM-1, фотокинопулемётом в крыле, сдвинутым на 200 мм вперёд бомбодержателем,
радиостанцией FuG-16ZV с антенной под левым крылом. Некоторые самолёты
оснащались деревянными широкими винтами. Выпускался с февраля 1944 года.
К производству присоединились заводы "Фокке-Вульф" в Коттбусе, Зорау и
Познани. Изготовлено около 8200 самолётов (самая массовая модификация).
-
FW.190A-8/R1 - с 2 пушками MG-151/20 под крылом.
-
FW.190A-8/R2 - с 2 крыльевыми пушками MK.108.
-
FW.190A-8/R3 - с 2 пушками MK.103 под крылом.
-
FW.190A-8/R6 - с 2 реактивными снарядами Wfr.Gr.21.
-
FW.190A-8/R7 - с бронестеклом в козырьке кабины. Подфюзеляжный пилон передвинут
вперёд на 200 мм.
-
FW.190A-8/R8 "Штурмбок" - с накладной бронёй по бокам кабины и спереди
снарядных ящиков, бронестёклами по бокам фонаря. Усилена передняя бронеперегородка.
Под крылом установлены 2 пушки MK.108. На большинстве самолётов отсутствовали
фюзеляжные пулемёты.
-
FW.190A-8/R11 - ночной перехватчик. Отличался локатором FuG-217 "Нептун".
Выпущена небольшая серия.
-
FW.190A-8/R11 - с локатором FuG-216 "Лихтенштейн".
-
FW.190A-8/U1 (S-5, S-8) - учебный. Отличался двухместной кабиной. Изготовлено
58 самолётов.
-
FW.190A-9 - тяжёлый истребитель. Отличался уменьшенным бронированием. Выпускался
с октября 1944 года.
-
FW.190A-9/R8 - с 2 пушками MG-151/20 и 2 пушками MK.108.
-
FW.190A-9/R11 - всепогодный. Отличался двигателем BMW.801TS, радиостанцией
FuG-125 и наличием автопилота PKS-12. Некоторые самолёты оснащались локатором FuG-216.
-
FW.190A-10 - опытный истребитель. Разработан в 1945 году.
-
FW.190B - высотный истребитель. Отличался двигателем BMW.801D-2 с турбонагнетателем
Хирт 9-2281 и гермокабиной.
-
FW.190B-0 - высотный на базе FW.190A-1. Переоборудовано 4 самолёта.
-
FW.190B-1 - высотный на базе FW.190A-4. Переоборудовано 1 самолёт.
-
FW.190C - высотный истребитель, прототит Ta.152. Отличался двигателем DB.603A,
четырёхлопастным винтом, гермокабиной и крылом увеличенного размаха. Вооружение
состояло из 2 фюзеляжных пулемётов MG-17 и 2 пушек MG-151/20 в корне крыла.
В конце 1943 года изготовлено 12 самолётов.
-
FW.190C-1 - с двигателем DB.603G.
-
FW.190D - перехватчик. Отличался двигателем Jumo.213, увеличенным килем
и новым трёхлопастным винтом VS-111. Изготовлено около 700 самолётов.
-
FW.190D-0 - предсерийный. Переоборудовано несколько FW.190A-7.
-
FW.190D-9 - серийный. Отличался двигателем Jumo.213AG и фонарём каплевидной
формы. Выпускался с сентября 1944 года на заводах "Физелер" в Коттбусе и
Касселе. Первый полёт 7 сентября 1944 года.
-
FW.190D-9/R11 - всепогодный. Отличался автопилотом PKS-12 и радиостанцией
FuG-125.
-
FW.190D-10 - с пушкой MK.108, стрелявшей через втулку винта. Отличался
двигателем Jumo.213C с винтом VS-19. Переоборудовано 2 FW.190D-9.
-
FW.190D-11 - с двигателем Jumo.213F-1. Вооружение состояло из 2 пулемётов
MG-131 и 2 пушек MG-151/20. Переоборудовано 7 FW.190A-8.
-
FW.190D-11/R5 - истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателем Jumo.213EB,
дополнительными топливными баками в крыле, наличием бомбового прицела и
бомбодержателями для 8 45-кг противотанковых бомб.
-
FW.190D-11/R11 - командирский. Отличался автопилотом PKS-12 и радиостанцией
FuG-125.
-
FW.190D-11/R21 - упрощённый. Отсутствовала система впрыска водо-метаноловой
смеси.
-
FW.190D-11/R25 - дальний истребитель. Отличался дополнительными топливными
баками в фюзеляже.
-
FW.190D-12 - бронированный перехватчик. Оснащался пушкой MK.108, стрелявшей
через втулку винта. Выпущена небольшая серия.
-
FW.190D-13 - упрощённый вариант D-12. Вместо пушки MK.108 установлена MG-151/20.
Система форсирования двигателя отсутствовала. Выпущено несколько самолётов.
-
FW.190F - штурмовик. Отличался броневой защитой и выпуклым фонарём. Вооружение
состояло из 2 синхронных пулемётов MG-131 в фюзеляже и 2 синхронных пушек
MG-151/20 в корневой части крыла.
-
FW.190F-1 (FW.190A-4/U3) - первый вариант штурмовика.
-
FW.190F-2 - см. FW.190A-5/U3.
-
FW.190F-3 - штурмовик на базе FW.190A-6. Отличался усиленным крылом. С
лета 1943 по апрель 1944 года на заводе "Арадо" в Варнемюнде изготовлено
247 самолётов.
-
FW.190F-3/R1 - с 4 дополнительными бомбодержателями под крылом.
-
FW.190F-3/R3 - с 2 пушками MK.103 под крылом.
-
FW.190F-4, F-5, F-6 - опытные штурмовики
-
FW.190F-8 - штурмовик на базе FW.190A-8. Отличался 1 подфюзеляжным и 4
подкрыльевыми бомбодержателями. Выпускался на заводах "Арадо" в Вернемюнде
и "Дорнье" в Висмаре.
-
FW.190F-8/R3 - опытный с 2 пушками MK.108 под крылом.
-
FW.190F-8/R3 - ночной штурмовик (опытный). Отличался пламегасителями на
выхлопных патрубках и радиостанцией FuG-16ZS.
-
FW.190F-8/Trop - тропический.
-
FW.190F-8/U1 - учебный. Отличался двухместной кабиной.
-
FW.190F-8/U2 (FW.190F-8/R15) - носитель бомбы-торпеды BT-700. Отличался
специальным оборудованием. Изготовлено несколько самолётов.
-
FW.190F-8/U3 (FW.190F-8/R16) - носитель бомбы-торпеды BT-1400. Изготовлено
несколько самолётов.
-
FW.190F-8/U14 (FW.190F-8/R14) - торпедоносец. Выпущена небольшая серия.
-
FW.190F-9 - с двигателем BMW.801TS.
-
F-10, F-15, F-16 - опытные штурмовики на базе A-9 и A-10.
-
FW.190G - дальний лёгкий бомбардировщик. Отличался подфюзеляжным бомбовым
пилоном и 2 подкрыльевыми ПТБ по 300 л. Вооружение состояло из 2 пушек
MG-151/20 в корне крыла. Бомбовая нагрузка увеличена до 1000 кг.
-
FW.190G-1 - с держателями ПТБ фирмы "Юнкерс". Изготовлено 50 самолётов.
-
FW.190G-2 - с держателями ПТБ фирмы "Мессершмитт". Выпущено несколько десятков
самолётов.
-
FW.190G-2/N - см. FW.190A-5/U2.
-
FW.190G-3 - с двигателем BMW.801D-2. Отличался наличием автопилота PKS-11.
Выпускался с августа 1943 года.
-
FW.190G-3/Trop - тропический.
-
FW.190G-7 - с удлинённой хвостовой стойкой шасси. Мог нести под фюзеляжем
негабаритную нагрузку.
-
FW.190G-8 - истребитель-бомбардировщик на базе FW.190A-8. Отличплся 3 бомбодержателями.
Выпускался с осени 1943 до весны 1944 года.
-
FW.190G-8/R-3 - с 4 подкрыльевыми бомбодержателями. Изготовлено 146 самолётов
-
FW.190G-8/R-4 - с системой врыска закиси азота.
-
FW.190G-8/R-5 - с 2 дополнительными топливными баками в крыле.
-
FW.190S - учебный (см. FW.190A-8/U1).
-
Ta.152V25 - пятый прототип Ta.152. Отличался крылом увеличенного размаха
и отсутствием вооружения.
-
Ta.152A - ночной истребитель (проект). Отличался двигателем Jumo.213A с
пламегасителями, радиостанцией FuG-24. Вооружение состояло из 4 пушек
MG-151/20.
-
Ta.152B - эскортный истребитель. Отличался бустерным обратимым управлением
и пушкой MK.108.
-
Ta.152B-3 - истребитель-бомбардировщик (опытный). Отличался наличием
бомбового прицела и узлами подвески противотанковых бомб.
-
Ta.152B-4 - перехватчик (опытный). Отличался усиленным бронированием.
-
Ta.152B-5 - опытный с 3 пушками MK.103.
-
Ta.152С - высотный истребитель. Вооружение состояло из 1 пушки MK.103 и
4 пушек MG-151/20.
-
Ta.152С-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.603L. В декабре 1944
- январе 1945 года изготовлено несколько самолётов.
-
Ta.152С-1/R11 - всепогодный. Отличался двигателем DB.603LA с системой MW-50,
дополнительными топливными баками, радиостанцией FuG-125 и радиолиниями
наведения LGW K23. Производство началось в феврале 1945 года на заводах
фирм "Миттельдойче Металлверке", "Физелер", "Зибель" и ATG. Изготовлено
несколько самолётов.
-
Ta.152С-2 - опытный с улучшенным радиооборудованием.
-
Ta.152С-3 - опытный с мотор-пушкой MK.103.
-
Ta.152E - фоторазведчик на базе Ta.152С-1. Отличался двигателем Jumo.213E
и 2 фотокамерами "Робот". Изготовлен в 1945 году в одном экземпляре.
-
Ta.152H - высотный перехватчик с двигателем Jumo.213E-1. Отличался крылом
увеличенного размаха и новым воздушным винтом. Вооружение состояло из 1
пушки MK.108, стрелявшей через втулку винта, и 2 крыльевых MG-151/20.
-
Ta.152H-0 - предсерийный. Осенью 1944 года изготовлено более 20 самолётов.
-
Ta.152H-0/R21 - всепогодный. Отличался системой впрыска закиси азота GM-1
и автопилотом Сименс K23. На некоторых самолётах вместо системы GM-1 устанавливался
дополнительный топливный бак на 270 л
-
Ta.152H-1 - серийный. Отличался дополнительными топливными баками. Выпускался
с декабря 1944 года. Изготовлено около 150 самолётов.
-
Ta.152H-2 - высотный фоторазведчик (проект).
-
Ta.152H-10 - прототип Ta.152E. Вооружение отсутствовало. Изготовлен в 1945 году.
-
Ta.152S-1 - учебный. Отличался двухместной кабиной. Изготовлен в 1945 году
в одном экземпляре. Не летал.
-
Ta.153 - высотный перехватчик (проект). Отличался двигателем DB.603 с
четырёхлопастным винтом.
FW.190 получился более прочным, чем Мессершмитт Bf.109,
имел лучшие качество сборки и отделку поверхности. Из-за высокой нагрузки
на крыло он имел худшую маневренность, но высокая энерговооружённость давала
ему преимущество в скорости. Более широкая колея делала его менее чувствительным
к качеству аэродромов.
FW.190 выпускался на заводах "Фокке-Вульф" в Магдебурге, Коттбусе, Зорау и
Познани, "Арадо" в Бранденбурге, Варнемюнде и Анкламе, "Физелер" в Касселе и
Коттбусе, AGO в Ошерслебене до мая 1945 года. Ta-152 выпускался с ноября 1944
года по март 1945 на заводах "Фокке-Вульф" в Коттбусе и "Миттельдойче Металверке".
Всего изготовлено 19613 самолётов FW.190 и 160 Ta-152 различных модификаций.
Пик производства пришёлся на 1944 год - 11,5 тысяч. Поставлялся в Турцию.
Один FW.190A-5 передан для испытаний в Японию.
Впервые применён на Западном фронте (на побережье Ла-Манша) 27 сентября
1941 года (первый бой со "Спитфайрами" окончился
безрезультатно). С лета 1942 года широко применялся в ПВО рейха, а также
в Норвегии. На советско-германском фронте массовое применение началось
в ноябре под Сталинградом. Далее широко применялся на всех фронтах до конца
войны в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмовика.
разведчика. Турецкие FW.190Aa-3 сняты с вооружения в 1948 году. Трофейные
FW.190D до начала 50-х годов эксплуатировались в ВВС Балтийского флота
и в авиации ПВО. До настоящего времени в музеях Европы и США сохранилось
довольно много самолётов различных модификаций.
На FW-190A-8 совешили тараны: Герт В., Даль В.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
FW.190A-1 |
FW.190F-8 |
FW.190G-1 |
FW.190D-9 |
Двигатели |
BMW.801C |
BMW.801D |
BMW.801D |
Jumo.213A |
Взлётная мощность, л.с. |
1560 |
1770 |
1770 |
1750 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,383
8,805
3,96 |
10,383
8,95
3,96 |
10,383
8,95
3,96 |
10,506
10,24
3,96 |
Площадь крыла, м2 |
18,3 |
18,3 |
18,3 |
18,3 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
2474
3450 |
3250
4450 |
3220
4900 |
3490
4840 |
Запас топлива, л. |
525 |
640 |
1125 |
995 |
Скорость, км/ч:
максимальная на форсаже
крейсерская |
624
565 |
-
475 |
595
450 |
685
530 |
Практический потолок, м |
7400 |
8200 |
7400 |
9840 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вооружение: |
4MG-17 |
2MG-131
4MG-151 |
2MG-151 |
2MG-131
2MG-151 |
Бомбовая нагрузка, кг |
500 |
700 |
500 |
- |
Список использованных источников
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 20-23.
- Истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 / FW.190 // Авиация и космонавтика. - 2000. - №5-6. - С. 33-60.
- Кудишин И.В. Истребитель Фокке-Вульф FW-190. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 96-99.
- Медведь А.Н. Фокке-Вульф FW190. - М.: "Арсенал-Пресс", 1993.
- Русецкий А. Фокке-вульф FW-190A,F,G. - Минск: "Аэропрлан", 1994.
- Самолёты Второй Мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 136-139.
- Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 7. - М.: "Либри", 1995. - С. 22-23.