Герой Советского Союза
Ковзан Борис Иванович


Ковзан Б.И. Первый таран совершил 29 октября 1941 года в районе Загорска. Второй таран совершил 22 февраля 1942 года в районе Вышнего Волочка. Третий таран совершил 8 июля того же года в районе села Лобницы Новгородской области. Четвёртый таран совершил 13 августа в районе Старой Руссы.

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области. В РККА с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Лётчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) комсомолец младший лейтенант Ковзан Б.И. свой боевой счёт открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215.

29 октября 1941 года на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 м обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл "юнкерсу" сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. "Юнкерс", кувыркаясь, пошёл к земле. Произвёл посадку на своём аэродроме.

22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.

8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте таранил вражеский истребитель. Совершил посадку на повреждённом самолёте.

Лётчик того же полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребителе сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 м он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те переправили его через линию фронта. 10 месяцев Ковзан провёл в госпиталях. После госпиталя добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации. До конца войны сбил ещё 6 самолётов противника, доведя личный счёт до 28.

После войны продолжал службу в авиации. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 31 августа 1985 года. Мемориальные доски установлены в Рязани и Минске.


Список использованных источников

  1. Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 277.
  2. Авиация и космонавтика СССР. - М.: Воениздат, 1968. - С. 119.
  3. Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980. - С. 220-225, 251.
  4. Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Воениздат, 1962. - С. 48-53.
  5. Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1981. - С. 236, 324.
  6. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 679.
  7. Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: "Молодая гвардия", 1985. - С. 107-120.
  8. Зимин Г.В. Истребители. - М.: Воениздат, 1988. - С. 64-68.
  9. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий справочник. - М.: "Республика", 1995. - С. 121.
  10. Макашов А.И. На семи холмах: история города орловского края Мценска. - Тула: Приокское кн. изд., 1988. - С. 166.
  11. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 229, 249-258, 379, 411, 448.
  12. На Северо-Западном фронте (1941-1943). - М: "Наука", 1969. - С. 140.
  13. Навечно в сердце народном. - 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Белорусская Советская энциклопедия, 1984. - С. 235.
  14. Натыкин В. Помните их имена. - Новгород, 1981. - С. 45-46.
  15. Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1981. - С. 167-168.
  16. Советские лётчики в боях за Родину. - М.: ДОСААФ, 1963. - С. 39.
  17. Фёдоров А.Г. Лётчики на защите Москвы. - М.: "Наука", 1979. - С. 34-35.
  18. Шингарёв С.И. Иду на таран. - Тула: Приокское кн. изд., 1966.
  19. Шипуля Л. Четыре тарана в небе. - Минск, 1982.
  20. Шмелёв Н.А. Огонь с неба. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1972. - С. 58, 83.
  21. Вестник противовоздушной обороны. - 1981. - №2. - С. 74-78.
  22. История СССР. - 1966. - №4. - С. 149.
  23. Крылья Родины. - 1965. - №6. - С. 6.
  24. Крылья Родины. - 1985. - №6. - С. 9.
  25. Молодой коммунист. - 1975. - №3. - С. 44-51.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz