Дважды Герой Советского Союза
Луганский Сергей Данилович


Луганский В.Д.
Первый таран совершил 14 сентября 1942 года в районе Сталинграда. Второй таран совершил 27 сентября 1943 года у с. Мишурин Рог Кировоградской области.

Родился 1 октября 1918 года в Алма-Ате в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. По окончании неполной средней школы в 1936 году работал садовником. В том же году по комсомольской путёвке направлен в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году. Служил в 14-й авиационной бригаде в Пскове. Младший лейтенант Луганский участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Произвёл 59 боевых вылетов, сбил 1 самолёт противника, за что награждён орденом Красной Звезды.

Война застала под Таганрогом. Летал на ЛаГГ-3 на штурмовку войск противника. Под Батайском и Ростовом-на-Дону сбил 4 вражеских самолёта. Награждён орденом Красного Знамени. Под Белгородом сбил ещё 4 самолёта, за что награждён вторым орденом Красного Знамени.

14 сентября 1942 года, прикрывая с воздуха переправу через Волгу 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева А.И., капитан Луганский повёл в лобовую атаку восьмёрку ЛаГГ-3 против превосходящих сил противника. Немцы были настолько близко, что времени для манёвра не оставалось. Луганский пошёл на сближение с ведущим группы Me-109. Стремительно сближались истребители. Когда до столкновения оставались секунды, нервы у немца не выдержали и он нырнул вниз. Это был его единственный спасительный манёвр, однако от тарана ему уйти не удалось. Ударом левой плоскостью Луганский начисто снёс стабилизатор "мессершмитта". Потеряв управление, вражеская машина завертелась и пошла к земле. Луганский же вместе с остальными нашими истребителями вернулся на свой аэродром.

Командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) капитан Луганский С.Д. воевал на самолёте Як-1Б на Курской дуге и под Харьковом. К августу 1943 года совершил 221 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 18 и в группе 1 самолёт противника. 2 сентября 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

27 сентября 1943 года войска Степного фронта форсировали Днепр у с. Мишурин Рог (Кировоградская обл.). Во главе эскадрильи С.Д.Луганский вылетел на самолёте Як-7Б на прикрытие штурмовиков. В это время к переправе приблизилась группа Ju-88 и He-111 под прикрытием Me-109. В бой наравне с истребителями пришлось вступить и штурмовикам. Атака "юнкерсов" была отбита, но к переправе прорвались "хейнкели". Луганский выбрал для атаки флагмана, подошёл к нему снизу и пропеллером рубанул по рулю высоты. "Хейнкель", потеряв управление, рухнул на землю. Повреждённый при таране истребитель Луганскому удалось благополучно посадить на своём аэродроме.

К декабрю 1943 года Луганский С.Д. в воздушных боях на 2-м Украинском фронте сбил лично ещё 13 вражеских самолётов. 1 июля 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". В июне 1944 года назначен командиром авиаполка. В небе Румынии, над Одером летал на самолёте-подарке алма-атинских комсомольцев. Боевой путь закончил в Берлине. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, лично сбил 37 и в группе 6 самолётов противника.

В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. Служил на командных должностях в войсках ПВО. С 1964 года генерал-майор авиации Луганский - в запасе. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 16 января 1977 года. Похоронен в Алма-Ате. Бронзовый бюст Героя установлен на родине.


Библиография

  1. На глубоких виражах. - 2-е изд. - Алма-Ата: "Жазуши", 1966.
  2. Небо остаётся чистым. - Алма-Ата: "Жазуши", 1970.

Список использованных источников

  1. Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С. 318.
  2. Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980. - С. 254.
  3. Богатыри крылатой гвардии. - Алма-Ата, 1984. - С. 63-91.
  4. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / под ред. М.М.Кирьянова. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - C. 269.
  5. Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 347-348.
  6. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. - М.: "Советская энциклопедия", 1985. - С. 420-421.
  7. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 890.
  8. Гречко С.Н. Решения принимались на земле. - М.: Воениздат, 1984. - С. 132-133.
  9. Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973. - С. 126-127.
  10. Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское лётное. - М.: Воениздат, 1976. - С. 100-102, 116-119.
  11. Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983. - С. 141-142.
  12. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий справочник. - М.: "Республика", 1995. - С. 154.
  13. Кузьмин Н.П. Сергей Луганский. - Алма-Ата: "Жазуши", 1968.
  14. Люди бессмертного подвига. - 4-е изд., испр. и доп. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1975. - С. 660-667.
  15. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 418.
  16. Рязанов Л.А., Чесноков Н.И. Командир гвардейского корпуса "илов". - М.: "Московский рабочий", 1983. - С. 45-48.
  17. Шевчук В.М. Командир атакует первым. - М.: Воениздат, 1980. - С. 164, 182, 204.
  18. Авиация и космонавтика. - 1972. - №2. - С. 24-25.
  19. Авиация и космонавтика. - 1989. - №2. - С. 13.
  20. Авиация и космонавтика. - 2000. - №5-6. - С. 24.
  21. Военно-исторческий журнал. - 1975. - №10. - С. 54-55.
  22. Военно-исторческий журнал. - 1977. - №1. - С. 76.
  23. История СССР. - 1966. - №4. - С. 156.
  24. Крылья Родины. - 1972. - №11. - С. 29.
  25. Крылья Родины. - 1979. - №4. - С. 10-11.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz