Потапов Константин Петрович


Первый таран совершил 4 июля 1942 года в 13.45 в районе Воронежа. Награждён орденом Ленина. Второй таран совершил 8 мая 1943 года. Награждён вторым орденом Ленина.

Родился 3 марта 1918 года в деревне Фурсово Коровинского района Московской области. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов фурсовской школы и школу ФЗУ в Москве. В РККА с 1938 года. В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова.

Командир эскадрильи 487-го истребительного авиационного полка (101-я истребительная авиационная дивизия, Воронежско-Борисоглебский дивизионный район ПВО) лейтенант Потапов К.П. 4 июля 1942 года в 13.45 в паре с лейтенантом Ханиповым в районе Воронежа вступил в бой с 6 истребителями противника Me-109F. Вскоре у Ханипова был повреждён мотор и он вышел из боя. Оставшись в одиночестве, Потапов продолжал вести бой. Преследуя "мессершмитт", он израсходовал весь боекомплект и решил пойти на таран. Он увеличил скорость, настиг противника и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолёт упал в районе деревни Масловки Воронежской области. Повреждённый самолёт посадил на свой аэродром. Наблюдавший бой член военного совета фронта лично поздравил Потапова и приказал выдать ему партийный билет без кандидатского стажа. За этот подвиг лейтенант Потапов награждён орденом Ленина.

Командир эскадрильи того же полка капитан Потапов К.П. 8 мая 1943 года вылетел во главе группы Яков на прикрытие штурмовиков. На обратном пути наши лётчики обнаружили группу бомбардировщиков противника Ju-87, которые намеревались бомбить советские наземные войска. Потапов повёл истребители в атаку. "Юнкерсы" побросали куда попало бомбы и повернули назад. В это время появились истребители прикрытия Me-109. Бой разгорелся с новой силой. В ходе боя самолёт Потапова был подбит. В этот момент прямо по курсу показался "юнкерс" и Потапов направил свой горящий истребитель на него. От удара оба самолёта рассыпались в воздухе. Потапов приземлился на парашюте на территории противника и был взят в плен. В полку его сочли погибшим. Командир полка написал представление о награждении его орденом Ленина (посмертно) и отправил похоронку в деревню Фурсово.

Немцы отправили Потапова в концлагерь в город Лодзь (Польша). Дважды он пытался бежать. Удалось только с третьей попытки в начале 1944 года. Три месяца вместе с товарищами он пробирался к американцам, которые потом передали его советскому командованию. После лечения и проверки Потапов вернулся в свой полк. Воевал до конца войны. Всего за годы войны капитан Потапов сбил 16 самолётов противника. Награждён 2 орденами Ленина, 7 медалями.

После войны служил в авиации. 21 марта 1948 года уволился в запас. Работал пилотом в гражданской авиации. До 60 лет летал на Ан-2 и вертолётах в Средней Азии и Свердловске. Его налёт составил 20000 часов. Потом жил на Украине. Почётный гражданин города Воронежа.


Список использованных источников

  1. ЦАМО, ф. 487 иап, оп. 470116, д. 1, л. 3-4.
  2. ЦАМО, ф. 487 иап, оп. 470124, д. 1, л. 68.
  3. Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1981. - С. 126.
  4. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 429.
  5. Авиация и космонавтика. - 1981. - №7. - С. 44.
  6. Вестник противовоздушной обороны. - 1959. - №8.
  7. Вестник противовоздушной обороны. - 1974. - №2. - С. 84.
  8. Вестник противовоздушной обороны. - 1985. - №2. - С. 88.
  9. Вестник противовоздушной обороны. - 1990. - №1. - С. 92-93.
  10. История СССР. - 1976. - №4 . - С. 119-120.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz