И-153 "Чайка"


И-153
И-153 из 71 иап ВВС КБФ

Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н.Поликарпова осенью 1937 года. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. Основное отличие состояло в убирающемся шасси. Было пересмотрено и изменено много частей и деталей конструкции. Верхнее крыло тоже типа "чайка", но более пологое. Прочность крыльев пересчитана и сечения усилены. Проект рассмотрен и утверждён руководством ВВС 11 октября 1937 года. Рабочие чертежи были закончены к маю 1938 года. В августе была подготовлена вся документация для серийного производства и изготовлен первый прототип. Осенью на авиазаводе №1 было сформировано единое КБ (вместо четырёх существовавших ранее), основной задачей которого было внедрение И-153 в серию. Начальником КБ был назначен заместитель Поликарпова М.Н.Тетивкин. Заводские испытания первого прототипа прошли в сентябре-октябре. Выявленные при этом недостатки были частично устранены на втором прототипе. Его испытания, которые было решено совместить с войсковыми, начались в декабре 1938 года в Баку. В начале 1939 года началось серийное производство на заводе №1. Самолёты первой серии в марте были также отправлены в Баку для проведения войсковых испытаний. Больше всего хлопот доставили испытания на штопор, продолжавшиеся до июля 1940 года, когда производство самолёта было в самом разгаре.

И-153 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа "чайка". Фюзеляж имел ферменную раму из хромансилевых труб, поперечный набор из дюралевых профилей и полотняную обшивку. Крылья деревянные с обшивкой из фанеры и полотна, прямоугольные в плане. Верхнее крыло было снабжено двухсекционными элеронами. Стойки коробки крыльев I-образные. Для придания жёсткости коробке крыльев применялись расчалки из стальных лент. Шасси убирающееся, трёхопорное, с задним колесом. В зимнее время колёса шасси заменялись лыжами от И-16. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-62 (первые 9 самолётов выпущены с М-25В, 345 самолётов были оснащены двигателем М-63) с двухлопастным винтом изменяемого шага (на самолётах первых серий постоянного шага). Кабина пилота открытая. Часть самолётов оснащалась радиостанциями типа "Орёл", "Сокол" или "Малютка". Вооружение состояло из 4 синхронных пулемётов ШКАС. На части самолётов верхние ШКАСы заменялись 12,7-мм пулемётами БС. Под крылом могли подвешиваться до 200 кг бомб, выливные авиационные приборы, пулемётные контейнеры, реактивные снаряды РС-82. Для увеличения дальности полёта на штатные бомбодержатели могли подвешиваться 4 ПТБ по 50 л (такие самолёты поступали, в основном, в авиацию ВМФ).

Существовали следующие модификации:

Схема и конструкция И-153 были доводены до большой степени совершенства. Его лётные качества были выдающимися для полуторапланной схемы. И-153 считался самым совершенным истребителем такой схемы в мире. Но ко времени своего появления маневренность биплана уже не могла возместить явного отставания скорости. Наступила эра истребителя-моноплана.

Серийное производство на заводе №1 в Москве продолжалось до конца 1940 года. Последние 64 самолёта были сданы уже в 1941 году. Всего изготовлено 3437 самолётов И-153 всех модификаций. Впервые он применён 7 июля 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол, когда девятка под командованием Героя Советского Союза С.И.Грицевца в воздушном бою над горой Хамар-Даба сбила 4 японских истребителя Ki-27 и без потерь вернулась на свой аэродром. Опыт боевых действий показал, что самолёты И-153 могли применяться только во взаимодействии с И-16, иначе они несли большие потери. К началу войны вместе с И-16 он составлял основу советской истребительной авиации. Применялся во время Великой Отечественной войны до 1943 года, в основном как штурмовик. В составе ВВС Северного флота несколько И-153 применялись до конца войны для охраны внутренних морских конвоев в Белом море. До настоящего времени сохранился только 1 экземпляр И-153 довоенной постройки, который экспонируется в авиационном музее в Ле Бурже (Франция), и несколько реплик.

И-153 поставлялся на экспорт в Китай. В 1940 году по разным данным было поставлено от 75 до 93 самолётов. Они применялись в боях начиная с марта 1941 года. Из-за слабой подготовки китайских лётчиков и начавшегося в этот период применения японцами истребителей A6M большинство И-153 до конца года было потеряно в боях.

Несколько трофейных И-153 эксплуатировалось в ВВС Финляндии в 1940-1945 годах (часть из них была передана немцами из числа захваченных летом 1941 года). Известны случаи, когда в бою встречались советские и финские "чайки". В феврале 1945 года оставшиеся в строи 8 "чайек" фины поставили на консервацию. Окончательно они были списаны в 1950 году.

На И-153 совешили тараны: Адонкин В.С., Барковский В.А., Березин А.Я., Бондарь И., Бутелин Л.Г., Гузов П.Ф., Данилов А.С., Дудин Н.М., Ерошин Н.П., Жуков М.Н., Игнатьев Н.И., Книжник В.А., Ковтун И.И., Кузьмин Г.П., Кузьмин П.А., Макутин В.Н., Матвеев И.П., Михалёв В.А., Пачин А.И., Рябцев П.С., Севастьянов А.Т., Ситников А.В., Тихомиров В.Д., Трофимов А.И., Шавров В.Н., Шаповалов В.Т.


Лётно-технические характеристики

Модификация И-153 И-153БС
Двигатель М-25В М-62
Мощность, л.с.:

номинальная
взлётная

750
775
830
1000
Габариты, м:

размах верхнего крыла
размах нижнего крыла
длина
высота

10,0
7,5
6,275
3,425
10,0
7,5
6,275
3,425
Площадь крыла, м2 22,14 22,14
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1348
1859
1348
1859
Запас топлива, л. 316 316
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте
посадочная

365
415
110
366
444
110
Время набора высоты 5000 м, мин. 5,8 5,3
Дальность полёта максимальная, км 625 740
Практический потолок, м 10700 11000
Время виража, с 11,4-12,4 13,0-13,5
Длина разбега, м

пробега, м

200
-
106
-
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение: 4х7,62 2х12,7
2х7,62

Список использованных источников

  1. Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 211.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 50-51.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
  4. Котельников В.Р. И-153. Краткое техническое описание // Мир авиации. - 1993. - №3. - С. 11-13.
  5. Маслов М. И-153. - М.: "Техника - молодёжи", "Авиантик", 2001.
  6. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 10-11.
  7. Самолёт И-153 с мотором М-62. Техническое описание. - М.: Оборонгиз, 1940.
  8. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 276.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz