Истребитель И-15бис разработан в ЦКБ бригадой №2 под руководством Н.Н.Поликарпова. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. По требованию ВВС верхнее крыло выполнено прямым (хотя сам Поликарпов был против такого решения). На самолёте был установлен более мощный двигатель М-25В, изменена форма его капота, установлен маслорадиатор и новые колёса шасси, увеличена площадь крыла и принят новый профиль - "Кларк-YH". Серийное производство началось в 1938 году.
И-15бис представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с задним костылём. На некоторых самолётах колёса шасси закрывались обтекателями. Зимой могли устанавливаться обтекаемые лыжи с резиновыми амортизаторами. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-25В. Цилиндры закрывались капотом NASA. Вооружение состояло из 4 пулемётов ПВ-1. На некоторых самолётах устанавливались крупнокалиберные пулемёты БС. В перегрузку мог брать на борт до 150 кг бомб (обычно 4 бомбы по 25 или 32 кг). В варианте штурмовика под крылом монтировались направляющие для реактивных снарядов РС-82.
Существовали следующие модификации:
В 1938-1939 годах на Московском авиазаводе №1 было изготовлено 2408 самолётов И-15бис (это самая массовая модификация И-15). Впервые в боевых условиях применён в Китае. 20 самолётов было отправлено в Испанию. Применялся также на Халхин-Голе и в советско-финляндскую войну. В начальный период Великой Отечественной войны (до 1942 года) применялся как штурмовик. В конце 1942 года самолёты И-15бис начали передавать в учебные части. До конца войны они сохранились на вооружении только на Дальнем Востоке.
На И-15бис совешили тараны: Битюцкий П.С., Краснолуцкий М.П., Черевко Б.Г.
Модификация | И-15бис |
---|---|
Двигатель | |
Взлётная мощность, л.с. | 750 |
Габариты, м:
размах крыла (верхнего)
|
10,2
6,2 - |
Площадь крыла, м2 | 22,5 |
Масса, кг:
пустого
|
1310
1730 |
Запас топлива, кг | 177 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
321
370 110 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 6,7 |
Время виража на высоте 1000 м, с | 11 |
Дальность полёта максимальная, км | 530 |
Практический потолок, м | 9000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
170
237 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 4х7,62 |