Under constraction!

И-15бис


И-15бис
И-15бис

Истребитель И-15бис разработан в ЦКБ бригадой №2 под руководством Н.Н.Поликарпова. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. По требованию ВВС верхнее крыло выполнено прямым (хотя сам Поликарпов был против такого решения). На самолёте был установлен более мощный двигатель М-25В, изменена форма его капота, установлен маслорадиатор и новые колёса шасси, увеличена площадь крыла и принят новый профиль - "Кларк-YH". Серийное производство началось в 1938 году.

И-15бис представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с задним костылём. На некоторых самолётах колёса шасси закрывались обтекателями. Зимой могли устанавливаться обтекаемые лыжи с резиновыми амортизаторами. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-25В. Цилиндры закрывались капотом NASA. Вооружение состояло из 4 пулемётов ПВ-1. На некоторых самолётах устанавливались крупнокалиберные пулемёты БС. В перегрузку мог брать на борт до 150 кг бомб (обычно 4 бомбы по 25 или 32 кг). В варианте штурмовика под крылом монтировались направляющие для реактивных снарядов РС-82.

Существовали следующие модификации:

В 1938-1939 годах на Московском авиазаводе №1 было изготовлено 2408 самолётов И-15бис (это самая массовая модификация И-15). Впервые в боевых условиях применён в Китае. 20 самолётов было отправлено в Испанию. Применялся также на Халхин-Голе и в советско-финляндскую войну. В начальный период Великой Отечественной войны (до 1942 года) применялся как штурмовик. В конце 1942 года самолёты И-15бис начали передавать в учебные части. До конца войны они сохранились на вооружении только на Дальнем Востоке.

На И-15бис совешили тараны: Битюцкий П.С., Краснолуцкий М.П., Черевко Б.Г.


Лётно-технические характеристики

Модификация И-15бис
Двигатель М-22В
Взлётная мощность, л.с. 750
Габариты, м:

размах крыла (верхнего)
длина
высота

10,2
6,2
-
Площадь крыла, м2 22,5
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1310
1730
Запас топлива, кг 177
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте
посадочная

321
370
110
Время набора высоты 5000 м, мин. 6,7
Время виража на высоте 1000 м, с 11
Дальность полёта максимальная, км 530
Практический потолок, м 9000
Длина разбега, м

пробега, м

170
237
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 4х7,62

Список использованных источников

  1. Бипланы, трипланы, гидросамолёты. / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 210.
  2. Гордон Е., Зенкин В., Типов В. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпова И-5, И-15, И-15бис. - М.: POLYGON, 1992.
  3. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 50-51.
  4. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
  5. Котлобовский А.В., Шпигунов А.В. "Чато" Поликарпова. Самолёт и модель. // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 49-52.
  6. Маслов М. "БИС" - на войне. // Мир авиации, 1994. - №1. - С. 15-16.
  7. Маслов М. И-15бис - самолёт пяти войн. // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 16-24.
  8. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.
Hosted by uCoz