Мессершмитт Bf.110
Bf.110C
Разработка стратегического двухдвигательного истребителя
началась на фирме "Байерише флюгцойверке" (БФВ, позже "Мессершитт А.Г.")
под руководством В.Мессершмитта в 1934 году. Согласно программы перевооружения
люфтваффе, принятой министерством авиации Германии, такой самолёт ("вооружённый
самолёт тип III") предназначался для сопровождения бомбардировщиков, перехвата
самолётов противника, разведки, нанесения бомбовых и штурмовых ударов по
наземным войскам. Концепция многоцелевого самолёта настолько захватила
воображении Геринга, что для проектирования он определил самые сжатые сроки.
Задание на проективание было выдано нескольким фирмам. Параллельно шла
разработка двигателей.
После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены
три фирмы: "Фокке-Вульф", "Хеншель" и БФВ. В 1935 году было построено три
прототипа Bf.110. Из-за дефицита двигателей DB.600 первые два прототипа
оснащались двигателями Jumo.210. Прототип Bf.110V1 впервые поднялся в воздух
12 мая 1936 года (лётчик-испытатель Р.Опиц). В июле, когда испытания были
ещё в самом разгаре, началась подготовка к серийному производству. 24 декабря
состоялся первый полёт Bf.110V3 с двигателями DB.600.
В январе 1937 года в испытательном центре в Рехлине прошли сравнительные
испытания FW.57, Hs.124 и Bf.110, по результатам которых последний был
принят на вооружение. В 1938 году в люфтваффе началось формирование тяжёлых
истребительных групп.
Мессершмитт Bf.110 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего
низкоплана. Фюзеляж овального сечения имел цельнометаллическую конструкцию
с работающей обшивкой. Прямое крыло состояло из двух секций. Механизация
крыла состояла из автоматического предкрылка типа "Хейндли Пейдж", щелевого
закрылка и элерона. Оперение представляло собой свободнонесущий стабилизатор
с концевыми шайбами. Шасси убирающееся (при этом колёса частично выступали
наружу), трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из
2 поршневых двигателей жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском
топлива DB.601 фирмы "Даймлер-Бенц" (на ранних модификациях Jumo.210 фирмы
"Юнкерс") с трёхлопастными винтами изменяемого шага. Экипаж из 2-3 человек
размещался в общей кабине, закрытой длинным, полностью застеклённым фонарём.
Состав вооружения на разных модификациях был различным.
Существовали следующие модификации:
-
Bf.110V1 - первый прототип. Оснащался двигателями Jumo.210 мощностью 675
л.с. Первый полёт 12 мая 1936 года.
-
Bf.110V2 - второй проттотип. В конструкцию внесён ряд изменений.
-
Bf.110V3 - третий прототип. Отличался карбюраторными двигателями DB.600.
Первый полёт 24 декабря 1936 года.
-
Bf.110V19 - прототип Bf.110F-2. В октябре 1942 года использовался для испытаний
ракетного оружия.
-
Bf.110A-0 - первый серийный вариант. Отличался двигателями Jumo.210Da (680
л.с.) с двухлопастными винтами "ВДМ-Гамильтон" изменяемого шага. Вооружение
состояло из 4 7,9-мм пулемётов MG-17 в носовой части и 1 MG-15 в подвижной
установке в задней части кабины. В 1937-1938 годах изготовлено 4 самолёта.
-
Bf.110B - доработанный. Отличался двигателями с непосредственным впрыском
топлива Jumo.210Ga и дополнительной установкой в носовой части 2 20-мм
пушек MG-FF. В 1938 году изготовлено 45 самолётов.
-
Bf.110B-0 - предсерийный. Поставлялся без вооружения. Первый полёт
19 апреля 1938 года. Изготовлено 10 самолётов.
-
Bf.110B-1 - серийный. Имел полный состав вооружения . Выпускался с августа
1938 года.
-
Bf.110B-2 - разведчик. Вместо пушек устанавливалось фотооборудование. Изготовлено
несколько самолётов.
-
Bf.110B-3 - учебный. Переоборудовано большинство ранее выпушенных Bf.110B.
Эксплуатировался до 1941 года.
-
Bf.110C - вариант с впрысковыми двигателями DB.601A. Отличался укороченными
законцовками крыла. Выпускался с конца 1938 года. В 1939 году к производству
присоединились фирмы "Фокке-Вульф", "Готаер ваггонфабрик" и МИАГ.
-
Bf.110C-0 - предсерийный. Изготовлено 10 самолётов.
-
Bf.110C-1 - серийный истребитель.
-
Bf.110C-1/U1 - буксировщик планёров. Переоборудовано несколько самолётов.
-
Bf.110C-2 - серийный истребитель. Отличался новой радиостанцией FuG.10.
-
Bf.110C-3 - истрибитель с пулемётным вооружением.
-
Bf.110C-4 - истребитель с частичным бронированием кабины пилота. Отличался
двигателями DB.601N мощностью 1200 л.с.
-
Bf.110C-4/B - истребитель-бомбардировщик. Отличался наличием бомбодержателей
ETC-250. Выпускался в 1940 году.
-
Bf.110C-5 - разведчик. Вместо пушек устанавливалась фотокамера Rb50/30.
Оснащался двигателями DB.601A-1. Выпускался с лета 1940 года.
-
Bf.110C-5/N - разведчик с двигателями DB.601N.
-
Bf.110C-6 - опытный истребитель с 30-мм пушкой MK-101. Изготовлен в 1940
году.
-
Bf.110C-7 - опытный истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателем DB.601N,
2 бомбодержателями ETC-500 и усиленными стойками шасси. Изготовлен в 1940
году.
-
Bf.110D - дальний истребитель сопровождения морских конвоев. Отличался
подвесным топливным баком ёмкостью 1200 л.
-
Bf.110D-0 - предсерийный. Переоборудовано несколько самолётов Bf.110C-3.
-
Bf.110D-1/R1 - серийный. Выпускался с 1940 года.
-
Bf.110D-1/R2 - серийный с двумя подвесными баками по 900 л.
-
Bf.110D-1/U1 - ночной истребитель. Отличался установкой в носовой части
теплопеленгатора.
-
Bf.110D-2 - дальний истребитель-бомбардировщик. мог нести 2 500-кг бомбы
и 2 сбрасываемых топливных бака по 300 л.
-
Bf.110D-3 - истребитель для сопровождения морских конвоев. Отличался удлинённым
фюзеляжем, бомбодержателями ETC-500, дополнительным маслобаком и возможностью
подвески двух топливных баков под консолями крыла.
-
Bf.110E - истребитель-бомбардировщик. Отличался 4 дополнительными подкрыльевыми
бомбодержателями ETC-50 и улучшенной бронезащитой. Выпускался с лета 1941
года.
-
Bf.110E-0 - предсерийный с двигателями DB.601A.
-
Bf.110E-1 - серийный. На самолётах более позднего выпуска устанавливались
двигатели DB.601N.
-
Bf.110E-1/R2 - самолёт с 2 подфюзеляжными бомбодержателями ETC-1000 (при
этом подкрыльевые ETC-50 отсутствовали).
-
Bf.110E-1/U1 - ночной истребитель. Отличался наличием теплопеленгатора.
-
Bf.110E-1/U2 - трёхместный.
-
Bf.110E-2 - доработанный. Отличался установкой спасательной лодки в хвостовой
части фюзеляжа. Выпускался с 1942 года.
-
Bf.110E-3 - дальний разведчик. Отличался наличием фотокамеры (вместо пушек)
и 2 пулемётов MG-17, направленных назад.
-
Bf.110F - истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателями DB.601F мощностью
1350 л.с. и увеличенными маслорадиаторами. Выпускался с лета 1941 года.
-
Bf.110F-0 - предсерийный.
-
Bf.110F-1 - серийный. Отличался наличием бронестёкол в остеклении кабины
и дополнительны бронеплитами, защищавшими экипаж.
-
Bf.110F-2 - истребитель. Бомбодержатели отсутствовали.
-
Bf.110F-3 - дальний разведчик.
-
Bf.110F-4 - ночной истребитель. Отличался 2 30-мм пушками MK.108 и изменёнными
килями. Экипаж состоял из 3 человек.
-
Bf.110F-4/U1 - самолёт с установкой "шраге музик". Оборонительный пулемёт
MG-15 отсутствовал.
-
Bf.110F-4a - ночной истребитель. Отличался наличием локатора FuG-202 "Лихтенштейн
BC" и 20-мм пушками MG-151 (вместо MG-FF). Выпускался в 1943 году.
-
Bf.110G - самолёт с двигателями DB.605B-1 мощностью 1475 л.с.
-
Bf.110G-0 - предсерийный.
-
Bf.110G-1 - тяжёлый дневной истребитель (проект). Отличался пушками MG-151
и отсутствием бомбодержателей.
-
Bf.110G-2 - серийный. Отличался килями по образцу Bf.110F-4, усиленными
стойками шасси, стальной моторамой, маслобаком в фюзеляже на 55 л, дополнительным
оборудованием. Пулемёт MG-15 заменён на спаренный MG-81Z. Выпускался с
мая 1942 года.
-
Bf.110G-2/R1 - доработанный. Отличался наличием 37-мм пушки BK-3,7 (Flak-18)
под фюзеляжем.
-
Bf.110G-2/R2 - доработанный. Отличался двигателями с системой форсирования
GM1. На месте стрелка устанавливался бак на 440 кг закиси азота (при этом
снималось бронирование задней части кабины и пулемёт MG-81Z).
-
Bf.110G-2/R3 - доработанный. Вместо 4 носовых пулемётов MG-17 устанавливались
2 пушки MK.108.
-
Bf.110G-2/R4 - доработанный одновременно по типу R1 и R3.
-
Bf.110G-2/R5 - доработанный одновременно по типу R1, R2 и R3.
-
Bf.110G-3 - дальний разведчик. Выпускался с 1943 года.
-
Bf.110G-3/R3 - разведчик с пушками MK.108.
-
Bf.110G-4 - ночной истребитель. Отличался усиленным бронированием и дополнительным
оборудованием. Выпускался с лета 1942 года.
-
Bf.110G-4/U1 - самолёт с установкой "шраге музик".
-
Bf.110G-4/U5 - самолёт с локатором FuG-212 "Лихтенштейн C-1".
-
Bf.110G-4/U6 - самолёт с локатором FuG-212 и пеленгатором FuG-221a.
-
Bf.110G-4/U7 - самолёт с системой форсирования GM1.
-
Bf.110G-4/U8 - дальний ночной истребитель. Отличался дополнительным топливным
баком на 540 л. на месте стрелка и фюзеляжным маслобаком на 110 л.
-
Bf.110G-4a - самолёт с лакатором "Лихтенштейн С-1".
-
Bf.110G-4b - самолёт с локатором "Лихтенштейн SN-2".
-
Bf.110G-4c - самолёт с локатором FuG-220b "Лихтенштейн SN-2".
-
Bf.110G-4d/R3 - доработанный. Отличался антеннами локатора с меньшим аэродинамическим
сопротивлением. Часть самолётов оборудовались пеленгаторами FuG-227/1 "Фленсбург".
-
Bf.110H - самолёт с двигателями DB.605E. Отличался усиленными хвостовой
частью фюзеляжа и шасси. Выпускался с 1942 года.
-
Bf.110H-2 - тяжёлый истребитель.
-
Bf.110H-3 - разведчик-бомбардировщик.
-
Bf.110H-4 - ночной истребитель.
Производство Bf.110 на фирмах "Мессершмитт А.Г." и "Фокке-Вульф" продолжалось
до 1941 года. На фирмах МИАГ и "Гота" производство самолёта было остановлено
соответственно в октябре и декабре 1941 года. Ожидалось, что его заменит
Me-210, но тот оказался неудачным и в феврале производство было возобновлено
и продолжалось до марта 1945 года. В общей сложности изготовлено 6050 самолётов.
Самолёт впервые применены во время вторжения немцев в Польшу в сентябре
1939 года. Самолёт широко использовался при агресси против Дании, Норвегии,
Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии. Если в
начальный период II Мировой войны он успешно справлялся с истребителями
противника (более слабыми), то встреча с английскими "Спитфайрами"
во время "битвы за Англию" показала, что он не может вести на равных маневренный
бой с более лёгкими одномоторными истребителями. С этого момента самолёт
всё больше стал использоваться для ударов по наземным целям и как разведчик.
С началом ночных налётов английской авиации на промышленные объекты Германии
Bf.110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя.
Применялись Bf.110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке
в мае 1941 года. Именно на Bf.110 10 мая 1941 года перелетел в Великобританию
Рудольф Гесс. Кроме люфтваффе самолёты Bf.110 поставлялись союзникам Германии:
Италии, Румынии и Венгрии.
На советско-германском фронте эти самолёты применялись мало. В основном
они использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке
же воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности.
Если завязывался маневренный бой, то Bf.110 проигрывал даже истребителям
устаревших типов (известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом
советский лётчик на И-15 сбил сразу 3 Bf.110). По
мере появления на фронте большого количества Як-1
и ЛаГГ-3 потери Bf.110 существенно увеличились
и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf.109.
Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf.110 были отозваны с Восточного фронта
в состав воздушного командования "Рейх" (ПВО Германии). К концу войны самолёт
стал основным немецким ночным истребителем.
В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники
в СССР было поставлено 5 самолётов Bf.110C, которые прошли всесторонние
испытания в НИИ ВВС. Один из них начале 1941 года эксплуатировался в в
158 иап ПВО. После начала войны была сформирована специальная эскадрилья
для тайных операций под командованием майора В.И.Хомякова, оснащённая немецкой
техникой. В составе этой эскадрильи было 3 Bf.110C. В 1942 года один трофейный
Bf.110D использовался для дальней разведки в 750 полку АДД (пока его не
сбили свои же зенитчики).
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Bf.110B-1 |
Bf.110C |
Bf.110F-2 |
Bf.110G-2 |
Двигатели |
Jumo.210Ga |
DB.601A |
DB.601F |
DB.605B |
Мощность, л.с.:
взлётная
на чрезвычайном режиме
на боевой режиме
номинальная |
2х700
-
2х675
- |
2х990
2х1020
2х960
2х860 |
2х1350
2х1320
2х1200
2х840 |
2х1475
2х1365
2х1250
2х1000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
16,9
12,8
- |
16,3
12,1
- |
16,3
12,1
- |
16,3
12,1
- |
Площадь крыла, м2 |
39,3 |
38,5 |
38,5 |
38,5 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
5650
- |
5200
6750
8900 |
5600
7100
9300 |
5700
7300
9300 |
Запас топлива, кг:
во внутренних баках
в подвесных баках |
940
- |
940
2х665 |
940
2х665 |
940
2х665 |
Скорость максимальная, км/ч:
на чрезвычайном режиме
на боевом режиме |
-
455 |
-
510 |
570
550 |
595
575 |
Дальность полёта максимальная, км |
1700 |
1300 |
1200 |
1000 |
Практический потолок, м |
8000 |
10000 |
10900 |
11000 |
Максимальный радиус действия, км |
- |
500 |
500 |
- |
Экипаж, чел. |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
Вооружение: |
2MG-FF
4MG-17
1MG-15 |
2MG-FF
4MG-17
1MG-15 |
2MG-FF
4MG-17
1MG-15 |
2MG-151
4MG-17
1MG-81 |
Бомбовая нагрузка, кг |
- |
1500 |
1500 |
- |
Список использованных источников
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 26-27.
- Котельников В.Р., Фирсов А. Мессершмитт Bf.110 // "Авиация и космонавтика". - 1998. - №5-6. - С. 20-60.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 226-228.
- Фирсов А.А. Bf.110, Me-410: Тяжёлые истребители люфтваффе. - М.: АСТ, "Астрель", 2002.