Таран совершил 31 мая 1942 года над Ярославлем. Награждён
орденом Ленина.
|
Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании младший лейтенант направлен в Бобруйск. Вскоре был переведён 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом.
Свой первый боевой вылет на разведку противника совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В октябре 1941 года назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К этому времени произвёл 130 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153 на разведку и штурмовку войск противника, за что награждён орденом Красного Знамени. В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская обл.) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.
31 мая 1942 года на окраине Ярославля на высоте 7300 м Амет-Хан Султан встретил немецкий разведчик Ju-88D-1 (w/n 1604, борт. 5T+DL) из 3.(F)/ObdL. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало — кончился боезапас. Тогда Амет-Хан левым крылом своего "Харрикейна" ударил по фюзеляжу "Юнкерса". "Харрикейн" застрял в корпусе немецкого самолёта и загорелся. Оба самолёта начали падать вместе. Амет-Хану пришлось покинуть самолёт и, чтобы не сжечь купол парашюта, выждать какое-то время, прежде чем дёрнуть за вытяжное кольцо. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Ленина. Жители Ярославля преподнесли ему именные часы.
Летом 1942 года вместе с полком переброшен под Сталинград. В октябре вместе с В.Д.Лавриненковым переведён в полк асов - 9-й гвардейский, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л.Шестаков. В небе Сталинграда совершил 110 боевых вылетов на Як-1 и Як-7Б. Позже в боях под Касторной и Воронежем сбил 7 вражеских самолётов.
Командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) капитан Амет-Хан С. к августу 1943 года произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 11 сбитых машин и 19 в группе. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Воевал на "Аэрокобре" под Ростовом-на-Дону и на реке Миус. Над Перекопом сбил He-111 и сжёг планёр с бензином, буксировавшийся им. Над Севастополем сбил 2 вражеских истребителя FW-190. В августе 1943 года в боях за Таганрог сбил 11 самолётов противника. В январе 1944 года в паре с Героем Советского Союза И.Г.Борисовым привёл и посадил на свой аэродром немецкий связной самолёт Fi.156 "Шторх". На самолёте Ла-7 майор Амет-Хан воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.
Всего за время войны произвёл 603 боевых вылета (из них 70 на штурмовку), в 150 воздушных боях лично сбил 30 самолётов противника и 19 — в группе. Последний свой бой провёл в небе Берлина 25 апреля 1945 года, в котором сбил FW-190 над аэродромом Шенефельд. 29 июня 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан С. награждён второй медалью "Золотая Звезда".
В августе 1945 года поступил в Военно-воздушную академию, но в марте 1946 года, взвесив свой уровень знаний, подполковник Амет-Хан ушёл из неё и поступил на работу в ЛИИ. В 1951 году получил звание лётчика-испытателя 1 класса. Испытывал опытные самолёты П.В.Цыбина, А.И.Микояна. В феврале 1953 года за испытания самолёта-аналога "К" удостоен Сталинской премии 2 степени. Осенью 1961 года присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР" (№38). Всего освоил около 100 типов летательных аппаратов, налетал 4237 часов. Среди лётчиков-испытателей ЛИИ был единственным дважды Героем (представлялся к третьей Золотой Звезде). Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", 6 медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Погиб 1 февраля 1971 года при испытании нового двигателя на самолёте Ту-16ЛЛ. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске (Дагестан). Его имя носят горная вершина в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале, школы №27 в Махачкале и №8 в Каспийске.