Дважды Герой Советского Союза
Амет-Хан Султан


Амет-Хан С. Таран совершил 31 мая 1942 года над Ярославлем. Награждён орденом Ленина.

Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании младший лейтенант направлен в Бобруйск. Вскоре был переведён 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом.

Свой первый боевой вылет на разведку противника совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В октябре 1941 года назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К этому времени произвёл 130 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153 на разведку и штурмовку войск противника, за что награждён орденом Красного Знамени. В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская обл.) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.

31 мая 1942 года на окраине Ярославля на высоте 7300 м Амет-Хан Султан встретил немецкий разведчик Ju-88D-1 (w/n 1604, борт. 5T+DL) из 3.(F)/ObdL. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало — кончился боезапас. Тогда Амет-Хан левым крылом своего "Харрикейна" ударил по фюзеляжу "Юнкерса". "Харрикейн" застрял в корпусе немецкого самолёта и загорелся. Оба самолёта начали падать вместе. Амет-Хану пришлось покинуть самолёт и, чтобы не сжечь купол парашюта, выждать какое-то время, прежде чем дёрнуть за вытяжное кольцо. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Ленина. Жители Ярославля преподнесли ему именные часы.

Летом 1942 года вместе с полком переброшен под Сталинград. В октябре вместе с В.Д.Лавриненковым переведён в полк асов - 9-й гвардейский, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л.Шестаков. В небе Сталинграда совершил 110 боевых вылетов на Як-1 и Як-7Б. Позже в боях под Касторной и Воронежем сбил 7 вражеских самолётов.

Командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) капитан Амет-Хан С. к августу 1943 года произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 11 сбитых машин и 19 в группе. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Воевал на "Аэрокобре" под Ростовом-на-Дону и на реке Миус. Над Перекопом сбил He-111 и сжёг планёр с бензином, буксировавшийся им. Над Севастополем сбил 2 вражеских истребителя FW-190. В августе 1943 года в боях за Таганрог сбил 11 самолётов противника. В январе 1944 года в паре с Героем Советского Союза И.Г.Борисовым привёл и посадил на свой аэродром немецкий связной самолёт Fi.156 "Шторх". На самолёте Ла-7 майор Амет-Хан воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.

Всего за время войны произвёл 603 боевых вылета (из них 70 на штурмовку), в 150 воздушных боях лично сбил 30 самолётов противника и 19 — в группе. Последний свой бой провёл в небе Берлина 25 апреля 1945 года, в котором сбил FW-190 над аэродромом Шенефельд. 29 июня 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан С. награждён второй медалью "Золотая Звезда".

В августе 1945 года поступил в Военно-воздушную академию, но в марте 1946 года, взвесив свой уровень знаний, подполковник Амет-Хан ушёл из неё и поступил на работу в ЛИИ. В 1951 году получил звание лётчика-испытателя 1 класса. Испытывал опытные самолёты П.В.Цыбина, А.И.Микояна. В феврале 1953 года за испытания самолёта-аналога "К" удостоен Сталинской премии 2 степени. Осенью 1961 года присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР" (№38). Всего освоил около 100 типов летательных аппаратов, налетал 4237 часов. Среди лётчиков-испытателей ЛИИ был единственным дважды Героем (представлялся к третьей Золотой Звезде). Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", 6 медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Погиб 1 февраля 1971 года при испытании нового двигателя на самолёте Ту-16ЛЛ. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске (Дагестан). Его имя носят горная вершина в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале, школы №27 в Махачкале и №8 в Каспийске.


Список использованных источников

  1. ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 51, л. 14-17.
  2. ЦАМО, ф. 4 иап, оп. 595173, д. 1, л. 56-57.
  3. ЦАМО, карточка Героя Советского Союза №3.
  4. Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С. 55.
  5. Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. - Кн. 2. - М.: "Высшая школа", 1986. - C. 11-15.
  6. Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980. - С. 240.
  7. Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1983.
  8. Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан. - М.: Политиздат, 1990.
  9. Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. - Жуковский: "Авиационный печатный двор", 2001. - С. 34.
  10. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / под ред. М.М.Кирьянова. - 2 изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 29.
  11. Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 286.
  12. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. - М.: "Советская энциклопедия", 1985. - С. 48.
  13. Герои и подвиги. - Кн. 1. - М.: Воениздат, 1963. - С. 114-115.
  14. Герои и подвиги. - Кн. 4. - М.: Воениздат, 1966. - С. 294-302.
  15. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 51-52.
  16. Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973. - С. 10-11.
  17. Дриго С.В. За подвигом - подвиг. - 2-е изд. - Калиниград: Калининградское кн. изд., 1984. - С. 12.
  18. де Жоффр Ф. "Нормандия-Неман": Воспоминания лётчика. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1982.- С. 154.
  19. Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: "Молодая гвардия", 1985. - С. 88-93.
  20. Зайцев А.Д., Рощин И.И., Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1990. - С. 24-26.
  21. Звёзды немеркнувшей славы. - 3-е изд., перераб. и доп. - Симферополь: "Таврия", 1984. - С. 14-19.
  22. Зильманович Д.Я. На крыльях Родины. - Алма-Ата: "Жалын", 1984. - С. 236-249.
  23. Иду на таран. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1978. - С. 216-223, 266.
  24. Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983. - С. 132-134.
  25. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий справочник. - М.: "Республика", 1995. - С. 25.
  26. Люди бессмертного подвига. - 4-е изд., испр. и доп. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1975. - С. 28-39.
  27. Московский В.П. Твои крылья. - М.: ДОСААФ, 1977. - С. 71-72.
  28. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 14, 59-87, 388.
  29. Над огненным Доном. - Ростоов-на-Дону: Ростовское кн. изд., 1985. - С. 133-135.
  30. Путерброт А.Т. Боевая слава Дагестана. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988. - С. 6-11.
  31. Руденко С.И. Крылья победы. - 2-е изд. - М.: "Международные отношения", 1985. - С. 354.
  32. Советские асы. - М.: "Восточный фронт", 1996. - С. 27-28.
  33. Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 27.
  34. Авиация и космонавтика. - 1973. - №9. - С. 14-15.
  35. Аэроплан. - 1994. - №6. - С. 12.
  36. Военно-исторический журнал. - 1975. - №8. - С. 58.
  37. История СССР. - 1966. - №4. - С. 154.
  38. Крылья Родины. - 1972. - №10. - С. 24-25.
  39. Крылья Родины. - 2001. - №4. - С. 30-31.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top