Летом 1942 года появилась возможность более широко применять в конструкции самолётов алюминиевые сплавы. В июне в ОКБ А.С.Яковлева началась разработка истребителя Як-7ДИ. Основной задачей стояло уменьшение массы конструкции при сохранении прочности. С этой цель было решено заменить деревянные лонжероны и нервюры на дюралевые. Металлический силовой набор позволил установить в крыле протектированные топливные баки увеличенного объёма. В результате Як-7ДИ получился неуступающим Як-7 по своим характеристикам, но имевшим большую дальность и продолжительность полёта. В облегчённом варианте выросла маневренность в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В конце июня начались испытания нового истребителя, продолжавшиеся до начала августа. В октябре после устранения выявленных дефектов он был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году - на заводе №82 в Москве.
Як-9 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция смешанная. Крыло имело дюралевые лонжероны и нервюры (концевые нервюры били деревянные) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. В 1944-1945 годах освоен выпуск самолётов с полностью дюралевой (неработающей) обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения М-105ПФ (М-105ПФ2М, ВК-107) с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П (ВИШ-105). Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В отсеке за кабиной могли истанавливаться фотоаппараты, дополнительный топливный бак или подвешиваться бомбы. Топливо размещалось в 2-4 крыльевых протектированных баках. На Як-9ДД количество баков увеличено до 9 (располагались в крыле и фюзеляже). Состов вооружения менялся в зависимости от модификации. На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ, 37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС. Як-9Б мог брать на борт 4 бомбы по 100 кг.
Существовали следующие модификации:
Всего на трёх заводах с августа 1942 до декабря 1948 года было изготовлено 16769 (во время войны 14579) самолётов Як-9 всех модификаций. Из них на заводе №153 изготовлено 12536 самолётов, на заводе №166 в 1944-1945 годах - 3416 самолётов, на московском заводе №82 в 1945 году - 817 самолётов. Это был самый массовый отечественный истребитель и самый многочисленный фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции. Впервые применён в боевой обстановке летом 1942 года под Сталинградом. Як-9 использовался в Красной Армии на всех фронтах. Отдельные самолёты в некоторых истребительных полках использовались до начала 60-х годов. На Як-9 самолётах воевали французские лётчики из полка "Нормандия-Неман". После войны эти самолёты стояли на вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии. 1 югославский Як-9Т приобретён Великобританией. На нём в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д.Сторрер. Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года.
На Як-9 совешили тараны: Гавриков П.П., Гревцов В.В., Емельяненко И.Н., Лазарев Н.Ф., Мясников Н., Оборин А.В., Пинчук Н.Г., Пологов П.А.
На Як-9Д совершил таран Филиппов А.И.
На Як-9Т совершил таран Коновалов Н.А.
На Як-9У совершили таран Долгалев С.С., Пашенцев А.В.
Модификация | ||||
---|---|---|---|---|
Двигатель | ||||
Взлётная мощность, л.с. | 1180 | 1180 | 1180 | 1500 |
Габариты, м:
размах крыла
|
9,74
8,50 2,90 |
9,74
8,50 2,90 |
9,74
8,66 2,90 |
9,74
8,55 2,90 |
Площадь крыла, м2 | 17,15 | 17,15 | 17,15 | 17,15 |
Масса, кг:
пустого
|
2277
2873 |
2350
3117 |
2298
3025 |
2512
3204 |
Запас топлива, л | 480 | 650 | 445 | 500 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
|
540
599 130 |
533
591 143 |
533
597 144 |
600
672 140 |
Практический потолок, м | 11100 | 9100 | 10000 | 10650 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 4,9 | 6,1 | 5,5 | 4,8 |
Дальность полёта, км | 875 | 1360 | 735 | 675 |
Длина разбега, м
пробега, м |
370
550 |
370
550 |
330
500 |
320
575 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Вооружение: | 1 ШВАК
1 УБС |
1 ШВАК
1 УБС |
1 НС-37
1 УБС |
1 ШВАК
2 УБС |