Як-9


Як-9
Як-9
Як-9Т
Як-9Т
Як-9У
Як-9У

Летом 1942 года появилась возможность более широко применять в конструкции самолётов алюминиевые сплавы. В июне в ОКБ А.С.Яковлева началась разработка истребителя Як-7ДИ. Основной задачей стояло уменьшение массы конструкции при сохранении прочности. С этой цель было решено заменить деревянные лонжероны и нервюры на дюралевые. Металлический силовой набор позволил установить в крыле протектированные топливные баки увеличенного объёма. В результате Як-7ДИ получился неуступающим Як-7 по своим характеристикам, но имевшим большую дальность и продолжительность полёта. В облегчённом варианте выросла маневренность в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В конце июня начались испытания нового истребителя, продолжавшиеся до начала августа. В октябре после устранения выявленных дефектов он был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году - на заводе №82 в Москве.

Як-9 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция смешанная. Крыло имело дюралевые лонжероны и нервюры (концевые нервюры били деревянные) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. В 1944-1945 годах освоен выпуск самолётов с полностью дюралевой (неработающей) обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения М-105ПФ (М-105ПФ2М, ВК-107) с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П (ВИШ-105). Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В отсеке за кабиной могли истанавливаться фотоаппараты, дополнительный топливный бак или подвешиваться бомбы. Топливо размещалось в 2-4 крыльевых протектированных баках. На Як-9ДД количество баков увеличено до 9 (располагались в крыле и фюзеляже). Состов вооружения менялся в зависимости от модификации. На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ, 37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС. Як-9Б мог брать на борт 4 бомбы по 100 кг.

Существовали следующие модификации:

Всего на трёх заводах с августа 1942 до декабря 1948 года было изготовлено 16769 (во время войны 14579) самолётов Як-9 всех модификаций. Из них на заводе №153 изготовлено 12536 самолётов, на заводе №166 в 1944-1945 годах - 3416 самолётов, на московском заводе №82 в 1945 году - 817 самолётов. Это был самый массовый отечественный истребитель и самый многочисленный фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции. Впервые применён в боевой обстановке летом 1942 года под Сталинградом. Як-9 использовался в Красной Армии на всех фронтах. Отдельные самолёты в некоторых истребительных полках использовались до начала 60-х годов. На Як-9 самолётах воевали французские лётчики из полка "Нормандия-Неман". После войны эти самолёты стояли на вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии. 1 югославский Як-9Т приобретён Великобританией. На нём в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д.Сторрер. Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года.

На Як-9 совешили тараны: Гавриков П.П., Гревцов В.В., Емельяненко И.Н., Лазарев Н.Ф., Мясников Н., Оборин А.В., Пинчук Н.Г., Пологов П.А.

На Як-9Д совершил таран Филиппов А.И.

На Як-9Т совершил таран Коновалов Н.А.

На Як-9У совершили таран Долгалев С.С., Пашенцев А.В.


Лётно-технические характеристики

Модификация Як-9 Як-9Д Як-9Т Як-9У
Двигатель М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ ВК-107А
Взлётная мощность, л.с. 1180 1180 1180 1500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,74
8,50
2,90
9,74
8,50
2,90
9,74
8,66
2,90
9,74
8,55
2,90
Площадь крыла, м2 17,15 17,15 17,15 17,15
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2277
2873
2350
3117
2298
3025
2512
3204
Запас топлива, л 480 650 445 500
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

540
599
130
533
591
143
533
597
144
600
672
140
Практический потолок, м 11100 9100 10000 10650
Время набора высоты 5000 м, мин. 4,9 6,1 5,5 4,8
Дальность полёта, км 875 1360 735 675
Длина разбега, м

пробега, м

370
550
370
550
330
500
320
575
Экипаж, чел. 1 1 1 1
Вооружение: 1 ШВАК
1 УБС
1 ШВАК
1 УБС
1 НС-37
1 УБС
1 ШВАК
2 УБС

Список использованных источников

  1. Игнатий А. Як-9 на вашей полке // Авиационное обозрение. - Вып. 3. - С. 14-21.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 60-61.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 37.
  4. Лейпник Д.Л. Як-9: рядовые небес. - Киев: "Архив-Пресс", 2000.
  5. Никольский М. Як-истребитель // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
  6. Степанец А.Т. Истребители Як периода Великой Отечественной войны. - М.: "Машиностроение", 1992.
  7. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 200-207.
  8. Яковлев А.С. Цель жизни. - М.: Политиздат, 1967.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz