Норт Америкэн P-51 "Мустанг"


P-51B
P-51B
P-51D
P-51D

В конце 1939 года правительсво Великобритании обратилось к американской фирме "Норт Америкэн" с предложением разработать истребитель для королевских ВВС. Под руководством главного конструктора Р.Райса ведущими инженерами фирмы Л.Уайтом, Э.Шмидтом и Э.Хорки был разработан эскизный проект истребителя, в конструкции которого были использованы последние достижения в области аэродинамики, технологии, и конструкции ЛА. Так, впервые было применено ламинарное крыло, радиатор с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением. Планёр имел совершенную аэродинамическую форму с минимальным числом выступающих элементов. Проект произвёл на заказчиков хорошое впечатление и 10 апреля 1940 года был заключён контракт на полномасштабную разработку.

Из-за сжатых сроков (самолёт надо было представить к январю 1941 года) фирме пришлось ввести 16-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. В результате рабочее проектирование и постройка прототипа NA-73X заняли 102 дня. Ещё до начала испытаний фирма получила заказ на 320 самолётов и уже в сентябре 1940 года один самолёт был направлен морем в Англию. 26 октября лётчик-испытатель В.Бриз впервые поднял NA-73X в небо. В Англии испытания начались в феврале 1941 года. Они подтвердили высокие лётные характеристики самолёта и 9 декабря 1941 года под обозначением "Мустанг" он был принят на вооружение ВВС Великобритании. Поставки начались в феврале 1942 года.

В сентябре 1940 года авиационный корпус принял решение провести испытания нового самолёта в испытательном центре Райт Филд. В испытаниях участвовали 2 самолёта, получившие обозначение XP-51 "Апач". Но первоначально к истребителю особого интереса проявлено не было. Испытания продолжались до 1942 года Данные испытаний и восторженные отклики союзников побудили в феврале 1943 года принять самолёт на вооружение ВВС США, где он получил обозначение Р-51.

P-51 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая (металлическую обшивку имели даже поверхности управления, что было редкость в то время). Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане, образовано ламинарным профилем NACA. Механизация крыла состояла из 2 элеронов и 2 закрылков. Все поверхности управления оснащались триммерами. Шасси убирающееся, трёхопорное с управляемым хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охладления Аллисон V-1710 с трёхлопасным воздушным винтом изменяемого шага. Позже устанавливались двигатели Паккард V-1653 (лицензионный Роллс-Ройс "Мерлин" Mk.XX), V-1650, V-1628 c четырёхлопастным винтом Гамильтон-Стандарт диаметром 3,4 м. Радиатор устанавливался в туннеле под фюзеляжем. Запас топлива размещался в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном баках. Кабина пилота закрытая. Начиная с модификации P-51D устанавливался каплевидный беспереплётный фонарь. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал 7,62-мм пулемёты Браунинг M-40, 12,7-мм пулемёты Браунинг M-53 (M-53.2), 20-мм пушки, свободнопадающие бомбы, неуправляемые 127-мм ракеты HVAR. Бронирование включало переднюю бронеплиту толщиной 6,3 мм, бронестекло (38 мм), противопожарную перегородку (6,3 мм), заднюю бронеплиту (8 мм) и бронезаголовник (11,1 мм).

Существовали следующие модификации:

Истребитель P-51 отличался высокими лётными характеристиками и хорошей управляемостью. Англичане признали его лучшим американским истребителем, поставлявшимся по ленд-лизу. К концу войны он был основным истребителем ВВС США. 30 июля 1983 года на усовершенствованном "Мустанге" лётчик Ф.Тейлор установил мировой рекорд скорости для поршневых самолётов - 832,12 км/ч (не побит до сих пор).

P-51 выпускался на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Далласе, по лицензии в Австралии фирмой "Коммонвеллс эйркрафт корпорейшн" (Фишерменс-Бэнд). Производство продолжалось до ноября 1945 года. Всего изготовлено 15019 самолётов всех модификаций. В 1945 году небольшие партии самолётов поставлены в Австралию, Китай и Францию. Применялся в качестве истребителя, пикирующего бомбардировщика, штурмовика и дальнего скоростного разведчика. На P-51 проводились испытания новых видов вооружения, в частности неуправляемых авиационных ракет, 40-мм пушек Виккерс "S", прямоточного двигателя "Маркуардт". После войны "Мустанги" участвовали в авиационных гонках.

Первый боевой вылет (на разведку) состоялся 5 мая 1942 года. Первая победа на "Мустанге" одержана 19 августа 1942 года, когда в районе Дьеппа американский волонтёр Х.Хиллс сбил FW-190. Применялся англичанами и американцами на всех фронтах Второй мировой войны. Двухместным P-51D пользовался как персональным генерал Д.Эйзенхауэр во время высадки в Нормандии. С 1946 года американские самолёты стали передаваться из ВВС в Национальную Гвардию, где они эксплуатировались до января 1957 года. В 1950 году часть P-51D Национальной Гвардии США была передана Южной Корее, которая применяла их в корейской войне до июня 1951 года. Там же воевали и английские и южноафриканские "Мустанги". В 1956 году израильтяне применяли "Мустанги" в войне против Египта.

После войны "Мустанги" стали продаваться в другие страны: Гаити, Гватемалу, Гондурас, Индонезию, Кубу, Сальвадор, Тайвань, Уругвай, Швецию, Швейцарию (всего 20 стран). В Великобритании "Мустанг" снят с вооружения в мае 1951 года, в Новой Зеландии - в 1955, в Канаде - в 1956. В 1952-1954 годах Швеция продала свои "Мустанги" в Доминиканскую республику (летали до начала 70-х годов), Никарагуа (находились в строю до 1965 года) и Израиль. Французы тоже продали свои F-6D в Израиль и Сомали. Израильские "Мустанги" сняты с вооружения в 1956 году, а в учебных подразделениях эксплуатировались до 1958 года. В 1958 году Уругвай продал 6 оставшихся своих самолётов Боливии, где они эксплуатировались до 1977 года. В Индонезии P-51 также служили до конца 70-х годов.

В первой половине 1942 года англичане передали 10 самолётов "Мустанг" Mk.II (с двигателем "Аллисон") в СССР. Их испытания в НИИ ВВС показали худшие лётные характеристики, чем у Як-7Б и Me-109G. По ленд-лизу в СССР "Мустанг" не поставлялся.

На P-51 совершили тараны:


Лётно-технические характеристики

Модификация P-51B P-51D
Двигатель V-1650-3 V-1650-7
Мощность, л.с.:

номинальная
взлётная

1240
1620
1150
1695
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,27
9,83
4,16
11,27
9,83
4,16
Площадь крыла, м2 21,65 21,83
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3160
4082
5085
3466
4585
5493
Запас топлива, л. 1000 1000
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте

570
708
570
703
Максимальная скороподъёмность, м/с 17,0 17,7
Дальность полёта, км:

практическая
перегоночная с ПТБ

1400
3620
1520
3700
Практический потолок, м 13500 12750
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение:

пулемёты, мм
ракеты, мм
бомбы, кг

4х12,7
-
2x454
6х12,7
6x127
2x454

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 2. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 14-15.
  2. Истребители США. Ч. 2 // Авиационный сборник №14. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 2000. - С. 35-49.
  3. Ильин В.Е., Кудишин И.В., Бакурский В.А. Истребитель Норт Америкэн "Мустанг" // Крылья-дайджест. - Вып. 5.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 261-262.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz