Теория

Первым, кто теоретически обосновал саму возможность тарана, стал русский авиатор Н.А.Яцук. В журнале "Вестник воздухоплавания" №13-14 за 1911 год он опубликовал небольшую заметку о военном применении аэропланов, в которой высказал мысль, что сам аэроплан тоже оружие. Наряду с предсказанием появления на летательных аппаратах артиллерийских орудий, пулемётов и бомб он писал: "Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой". В апреле 1911 года на I Всероссийском воздухоплавательном съезде он выступил с двумя докладами. На этом съезде присутствовал поручик артиллерийской бригады П.Н.Нестеров. Именно тогда он впервые услышал о воздушном таране, который впоследствии ему первым пришлось применить на практике. Позже они с Яцуком стали друзьями.

В 1924 году Яцук опубликовал труд по тактиве военной авиации. Красной нитью в нём проходит мысль о воздушном таране: "...Подобный приём останется в тактике воздушного боя последним средством героя... маневр, знаменующий угрозу таранить, - сильным средством морального воздействия на противника".

Существовали различные способы нанесения таранных ударов. Лётчики наносили удары колёсами шасси, винтом по хвостовому оперению, плоскотью по плоскости или фюзеляжу и, наконец, всей массой своего самолёта.

Удар колёсами шасси

Схема тарана А.А.Казакова

Способ тарана, при котором удар наносится колёсами шасси сверху по крылу, предложил П.Н.Нестеров. Сама конструкция самолётов, которые в большинстве были деревянными бипланами с неубирающимся шасси, способствовала этому. Попытка самого Нестерова реализовать этот способ оказалась неудачной: он не расчитал скорость сближения и его самолёт врезался мотором между плоскостей вражеского.

Спустя полгода идею Нестерова реализовал другой русский лётчик - штабс-ротмистр А.А.Казаков. Таким же способом таранил немец О.Хенрици.

Удар воздушным винтом

Удар винтом

Ещё в 1925 году во время учений В.П.Чкалов стал свидетелем аварии, когда выруливающий по аэродрому самолёт налетел на другой. При этом стоящий самолёт был изрублен вращающимся винтом, а виновник аварии остался невредим. Чкалов запомнил это и решил при случае использовать в бою. Такой случай ему вскоре предоставился. Однажды во время учений он вылетел с заданием сбить мишень - воздушный шар. После нескольких неудачных попыток расстрелять шар из пулемёта он рубанул его винтом.

Во время Великой Отечественной войны такой способ тарана стал самым распространённым. В бою его использовали: Адамович В., Бабайлов П.К., Багрянцев М.И., Благодаренко Н.М., Буланов П.И., Бутелин Л.Г., Волков С.Т., Гарам М.А., Глинка Б.Б., Головачёв П.Я., Гомолко Б.М., Гордеев А., Горовец А.К., Гражданинов П.А., Грунин Н.Л., Губенко А.А., Давыдов Н.Сем., Данилов А.С., Дема Л.В., Довгий В.И., Евстафьев П.Е., Емельяненко И.Н., Еремеев П.В., Зайцев Д.А., Здоровцев С.И., Зорин Н.И., Иванов А.И., Иванов Я.М., Казаков И.Ф., Кайков П.А., Катрич А.Н., Ковзан Б.И., Кокорев Д.В., Кулагин В.Т., Лавренко И., Лозовский В.А., Луганский С.Д., Луковников С.А., Лукьянов А.М., Лямин Ю.В., Марьин В.А., Мастерков А.Б., Михалёв В.А., Мошин А.Ф., Немятый И.П., Никитин В., Новиков К.А., Новосёлов К.В., Осипов М.М., Пирожков Б.Г., Пичугин Е.И., Попов А.Р., Потапов К.П., Пятов В.Е., Рахов В.Г., Рыжов Е.М., Севастьянов А.Т., Сорокин З.А., Старцев Г.Н., Талалихин В.В., Терёхин Н.В., Титенков К.Н., Троицкий Г.А., Трофимов А.И., Ушацкий Л.В., Харитонов П.Т., Чиликов Г.Н., Чумбарёв И.М., Шавурин П.И., Шиманчик Л.Л.; экипаж: Чечелашвили О.Г., Петров П.

Удар крылом

Схема тарана В.А.Берёзкина

Удар крылом мог наносится по крылу, по хвостовому оперению, по фюзеляжу (в частности по кабине) самолёта противника как в лобовой атаке, так и на догонном курсе.

Данный способ использовали: Авеков И.А., Агданцев А.Н., Александрович Я.А., Андреев П.Н., Баранов М.Д., Белкин С.В., Белозёров О.П., Бенделиани Ч.К., Берёзкин В.А., Буланов П.И., Вазиян В.Д., Васильев Б.А., Гаранин В.И., Гнидо П.А., Горобец И.Я., Граф Г., Гулаев Н.Д., Гучёк П.И., Даргис П.Н., Добродецкий А.В., Дроздов С., Елисеев Г.Н., Жидов Г.Н., Житков М.Ф., Зеленко Е.И., Игнатьев Н.И., Карасёв С.Е., Кильдюшев И.Г., Климов Н.Н., Книжник В.А., Коровкин П.П., Краснолуцкий М.П., Крицев Я.М., Лавриненков В.Д., Лазарев Н.Ф., Лесконоженко Н.Г., Линчевский А.А., Лобачёв В.И., Логинов А.И., Лопатин К.К., Лорийон П., Луганский С.Д., Матвеев В.И., Мокрый И., Никитин Д.Е., Николаев Б.П., Оборин А.В., Ороско М., Охват А.С., Палагин В.С., Панов А.Б., Печёнов Н.Н., Пинчук Н.Г., Попков В.И., Рожков П.П., Сайко А.Н., Семёнов В.Г., Сероштанов В., Сытов И.Н., Тарасов П.Т., Тотмин Н.Я., Фёдоров И.В., Филиппов А.И., Форбс Л., Харитонов П.Т., Хархалуп С.И., Хлобыстов А.С., Холодов И.М., Шалльмозер Э.; экипаж: Игашов П.В., Парфёнов Д.Г., Хохлачёв А.М., Новиков В.Л.

Удар фюзеляжем

Это самый рискованный способ таранного удара. Чаще всего наносился в лобовой атаке. В большинстве случаев он вёл к гибели лётчика (экипажа), хотя бывали и исключения. Вот что писал об этом главный маршал авиации А.А.Новиков в своей книге "В небе Ленинграда":

Нетрудно представить себе даже неосведемлённому человеку, что такое лобовой таран. Это - верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счёт жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернёт первым, возможность столкновения велика.

Данный способ использовали: Авдеев А.Ф., Артамонов А.А., Багиров В.Д., Балдук В.С., Барковский В.А., Белкин С.В., Березин А.Я., Битюцкий П.С., Борисов М.А., Бородин В.И., Бунимович Ю.Э., Власов Н.И., Войтаник Т.А., Волошин Г.А., Гавриков П.П., Глазов Н.Е., Глинкин С.Г., Гузов П.Ф., Добродецкий А.В., Елькин В.И., Ерошин Н.П., Закревский А.В., Захаров В.Н., Зосимов Д.И., Исаев А.И., Ковалёв И.П., Ковзан Б.И., Козлов Н.А., Колбаса В.П., Колесников И.И., Королёв П.Е., Кравченко А.И., Кубышкин М.В., Кудряшов Н.И., Кузнецов И.В., Кустов В.П., Лазюка П.М., Лебединский П.Г., Логинов А., Маковский С.И., Максимов В., Макутин В.М., Машковский С.Ф., Медведев Ю.И., Мисяков И.Т., Мокляк А.И., Морозов А.А., Мухин С.С., Мясников Б.А., Негрин Р., П.Н.Нестеров, Нефагин П.А., Новиков Е.П., Оборин А.В., Пашенцев А.В., Петров Н.П., Пилипенко И.М., Поздняков А.П., Пологов П.А., Потапов К.П., Прохоров В.Д., Руть М.С., Семенцов М.И., Серебряков Е.Г., Списаревский Д., Стоянов А., Уртуби Ф., Уфимцев А., Черкашин Н., Чирков А.В., Чучвага И.И., Чэнь Хуайминь, Шавров В.Н., Шумилов И.П., Щербинин А.Я., Эмиров В.А., Яковлев Н.В.; экипажи: Воловодов Б.Н., Быков В.Л.; Гурин И.А., Афоничев Н.К., Деревянко; Жилинский П.К., Новорожкин С.И.; Малиенко Т.С., Катин С.И., Петров Н.Д.; Протасов А.С., Ярулин А.К., Бесарабов.

Таран И.Ш.Бикмухаметова

Схема тарана И.Ш.Бикмухаметова

Довольно необычным способом таранил Бикмухаметов И.Ш. В разгар боя от поздно заметил приближающийся к нему Me-109, но не растерялся, сделал горку и с резким разворотом пошёл в лобовую атаку. Противник попытался отвернуть в сторону, но Бикмухаметов успел среагировать. Он довернул и нанёс удар хвостом по крылу "мессершмитта". От удара немец вошёл в штопор и рухнул на землю. Не смотря на сильные повреждения (пролом в киле, деформированный лонжерон, отсутствие консоли стабилизатора), Бикмухаметову удалось долететь до своего аэродрома и благополучно совершить посадку.

Таран В.А.Куляпина

Схема тарана В.А.Куляпина

Необычным способом таранил и капитан Куляпин В.А. Он подошёл к противнику сзади снизу и участком фюзеляжа за кабиной нанёс удар по стабилизатору и обломил его. Сам Куляпин катапультировался, хотя позже признал, что этого можно было и не делать: двигатели работали, самолёт рулей слушался.

Таран С.П.Субботина

Капитан Субботин С.П. фактически подставил свой повреждённый истребитель под удар преследующего его противника, резко сбросив скорость при помощи тормозных щитков. Сам успел катапультироваться, а его преследователь погиб.

Комбинированный удар

В отдельных случаях тараны совершались способом, представлялвшим собой комбинацию указанных выше способов таранного удара. В случае так называемых "двойных" таранов иногда повторный удар наносился иначе, чем первый и это тоже можно считать комбинированным тараном.

Данный способ использовали: Кильговатов О., Поляков В.К., Родионов М.А., Скобарихин В.Ф., Степанов Е.Н.

Угроза тарана

Иногда для того, чтобы сбить противника, не требовалось наносить самого удара. Достаточно было совершить маневр, демонстрирующий решимость нанести такой удар, и противник начинал суетиться, паниковать и допускал ошибку в пилотировании, которая становилась для него роковой (об этом писал Н.А.Яцук ещё в 1924 году).

Таким способом одержали победу над врагом: Жуков М.П., Кузенов И.П., Плеханов А.Ф., Симонов А.И., Чурилов И.П.

Специальные таранные истребители

Схема применения Ba.349

Массовые применение в воздушных боях таранов во время Второй мировой войны привело конструкторов разных стран (СССР, Германии, США) к идее создания специального самолёта-перехватчика, который должен был бы уничтожать цель при помощи тарана.

Проекты советского и немецкого перехватчиков, не смотря на различия в конструкции, создавались по сходным принципам: небольшие размеры, простота конструкции, использование недефицитных материалов (и следовательно дешевизна производства), простое управление, доступное пилоту низкой квалификации, безаэродромный вертикальный старт. Несколько иначе к проблеме подошли американцы (из фирмы "Нортроп"). Их XP-79 предназначался для многоразового использования, поэтому они пошли путём усиления конструкции (особенно передней кромки крыла, которой и должен был наноситься удар).

Из-за своей необычности эти проекты не вызвали большого интереса у военных. В СССР проект перехватчика Л.Г.Головина так и остался на бумаге. Американский XP-79B был построен в одном экземпляре. После того, как он разбился в первом же полёте, работы по нему были свёрнуты. Дальше всех в этом направлении продвинулись немцы. После ряда экспериментов, прошедших далего не гладко (было несколько катастроф), они всё же выпустили небольшую серию перехватчиков Бахем Ba.349 и даже построили для них пусковые установки, но до окончания войны применить их на деле так и не успели.

Приложение


Rambler's Top100 TopList Aviation Top